• Издания компании ПОДВИГ

    НАШИ ИЗДАНИЯ

     

    1. Журнал "Подвиг" - героика и приключения

    2. Серия "Детективы СМ" - отечественный и зарубежный детектив

    3. "Кентавр" - исторический бестселлер.

        
  • Кентавр

    КЕНТАВР

    иcторический бестселлер

     

    Исторический бестселлер.» 6 выпусков в год

    (по два автора в выпуске). Новинки исторической

    беллетристики (отечественной и зарубежной),

    а также публикации популярных исторических

    романистов русской эмиграции (впервые в России)..

  • Серия Детективы СМ

    СЕРИЯ "Детективы СМ"

     

    Лучшие образцы отечественного

    и зарубежного детектива, новинки

    знаменитых авторов и блестящие

    дебюты. Все виды детектива -

    иронический, «ментовской»,

    мистический, шпионский,

    экзотический и другие.

    Закрученная интрига и непредсказуемый финал.

     

ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

 

 

 

 

 

 

 

ТАЙНАЯ ВОЙНА
послесловие к роману Ильи ДРОКАНОВА «БИТВА за БАЛТИКУ»


Интересных литературных произведений о Первой мировой войне на море до обидного мало, на ум приходит лишь «Моонзунд» Валентина Пикуля, опубликованный издательством «Подвиг» в 1980-х.  А научные исследования трудны для чтения в силу их академической сухости. Слухов же ходит великое множество. Современный британский историк сэр Макс Гастингс в книге «Первая мировая война. Катастрофа 1914 года» рассказывает, не скрывая насмешки: «Особенным буйством фантазии отличались заметки о немецком кронпринце, командующем одной из армий. 5 августа на него организовывали покушение в Берлине, 15-го – тяжело ранили на французском фронте и поместили в госпиталь, 24-го он пережил еще одно покушение, 4 сентября совершил самоубийство, однако 18 октября снова был ранен, 20-го его супруга сидела у смертного одра, но 3 ноября его признали умалишенным. Ни одно из этих сообщений не было правдой ни в малейшей степени». Такими шулерскими приемами западная пресса пользуется издавна. Как же отделить правду от пропаганды? Читать увлекательную и исторически достоверную беллетристику, созданную военными профессионалами -  Ильёй Дрокановым и Евгением Анташкевичем.
История русского императорского флота вызывает много споров. В книге историка С. Виноградова «Последние исполины Императорского флота» рассказывается о воссоздании нашей военно-морской мощи после Русско-японской войны 1904-1905 годов. Исследователь указывает на то, как император Николай II помогал молодым талантливым офицерам. Восстановление Балтийского флота было поручено герою Порт-Артура контр-адмиралу Эссену, и Николай II всесторонне  поддерживал его.
Существует миф о том, что Россия вечно не готова к войне. Постараемся быть объективными: противник всегда выбирает для нападения наиболее выгодный момент. К началу Первой мировой на разных стадиях постройки находилось 12 новейших русских дредноутов. Планировалось спустить на воду в 1915 году два судна на Черном море и четыре на Балтике, остальные – в 1917 году.
В начале войны германский флот предпринял разведывательную операцию, результат оказался из серии «лучше бы и не начинали». Во время ночного боя с русскими кораблями крейсер «Магдебург» выскочил на камни, был подорван своим экипажем, но уцелел, а капитан сдался. Русская абордажная команда спустила германский флаг и подняла Андреевский, но мало было немцам этого позора: на «Магдебурге» удалось захватить германские шифры. Копию передали Англии, а оригиналы были использованы Службой наблюдения и связи для расшифровки германских радиопередач. Немцы меняли свой код каждые сутки, но таблицы-то были у нас, и начальник СНиС,  капитан первого ранга Непенин  получал ключ к новому коду  примерно через час. Изобретение русскими военными инженерами радиопеленгаторов и установка их на побережье давали штабу Балтийского флота ясную картину операций и планов германского флота. Об этом можно прочитать в первой книге романа Ильи Дроканова «Броня Балтики», опубликованной в 3-м выпуске «Кентавра» за 2014 год. Во второй книге романа «Битва за Балтику» ветеран спецслужб в морских погонах рассказывает о противостоянии русской и немецкой морских разведок на Балтике в 1916 году.
Морская война тесно связана с дипломатией. В начале войны все указывало на то, что Швеция выступит на стороне Германии. Адмирал Эссен даже вышел в море, намереваясь первым разгромить шведский флот, – и, скорее всего, ему удалось бы возродить победоносные традиции Петра I. Однако на мостик пришло короткое радиосообщение от начальника Морского генерального штаба вице-адмирала Русина: «Боже упаси!» Королю Швеции  удалось сдержать партию войны, и страна объявила нейтралитет, чем мудрый Густав V уберег свою страну от великих неприятностей.
К началу Первой мировой положение на Балтийском море приближалось к критическому. Талантливый и деятельный адмирал Эссен умер от воспаления легких. На смену ему пришел хороший моряк, но слишком покладистый администратор адмирал Канин. Сухопутный штаб запретил четырем вступившим в строй новым дредноутам выходить в море, кроме как по два. Военно-морские специалисты считают, что это распоряжение было верным средством устроить гибель самых мощных сил флота по частям.
На сухопутном участке фронта в 1915 году наступил кризис: снарядный голод и стремительное германское наступление поставило русскую армию в очень тяжелое положение. Левый фланг германской армии уперся в Рижский залив, который контролировали русские миноносцы и канонерские лодки. Если бы германская армия заняла Ригу, был бы открыт путь на Петроград. Борьба на приморском направлении Северного фронта предвосхитила действия флота во Второй мировой войне  с высадкой десантных диверсионных  групп. Поддержк0й диверсионных десантов в тыл врага  руководил заступивший на пост командующего силами Рижского залива контр-адмирал Колчак .
Император Николай II, приняв верховное командование, был вынужден начать военную реформу прямо во время войны. Небольшое Морское управление было заменено самостоятельным Морским штабом. Командовать им царь назначил адмирала Русина, одного из лучших морских стратегов того времени. При нем русская морская авиация начала налеты на противника, используя первые авианосцы –«авиаматки»  «Император Александр I» и «Император Николай I». Попытались закупить в Южной Америке четыре легких крейсера, но германским агентам удалось эту сделку сорвать. У японцев выкупили поднятый ими «Варяг», а также «Пересвет» и «Полтаву», переименованную в «Чесму». Предстоял долгий ремонт, но над кораблями был поднят русский военно-морской флаг, и это укрепило боевой дух флота.
Оснащение русских военно-морских сил шло своим чередом. К концу 1916 года русский флот господствовал на Черном море. Два крейсера несли постоянную службу в водах Северного Ледовитого океана. Русин подчинялся непосредственно Верховному главнокомандующему, осторожного Канина сменил молодой  энергичный вице-адмирал Непенин. Балтийский флот проявлял большую активность, в том числе и пресекая поставки руды немцам из Швеции. Об этом периоде в романе «Битва за Балтику» достоверно и увлекательно рассказывает Илья Евгеньевич Дроканов.
Крупных морских сражений не происходило, битва за Балтику велась по телеграфным проводам и на далеких заснеженных постах радиоразведки. Она шла в кабинетах разведотделов, в лагерях военнопленных, в прибрежных рыбацких деревнях и городах нейтральной Швеции… Илья Дроканов со знанием дела повествует о развитии русской военно-морской разведки, о том, как любовь и предательство могут поставить на грань срыва тщательно спланированные тайные операции. Новостью в российской беллетристике стал интереснейший феномен: один из героев полковник Вяземский действует не только в романе Ильи Дроканова, но и в повести Евгения Анташкевича «1916. Хроника одного полка», опубликованной в том же выпуске «Кентавра».
В романе Ильи Дроканова ясно читается предощущение грядущих событий. Балтийский флот погубила пропаганда, она велась не только в матросских кубриках . Думские депутаты и  «общественные деятели» разъезжали по штабам, говоря о необходимости немедленных перемен во власти. Матросам  рассказывали о нещадной эксплуатации рабочих, мнимом голоде, о том, что моряки воюют за интересы крупного капитала. Их начальникам – о всемогуществе Распутина, сильно преувеличивая его влияние и смакуя наиболее грязные эпизоды, что вызывало у военных людей естественное чувство негодования. Вернувшись в Петроград, «общественные деятели» вещали о якобы бездарном руководстве императора, отсталости и плохом снабжении флота.… Только теперь мы можем с уверенностью утверждать, что «общественные организации» в избытке снабжались немецкими и американскими деньгами. Кроме того, за аферы с военными поставками с их миллионными барышами взялась военная контрразведка - Чрезвычайная следственная комиссия генерала Батюшкина. Начались аресты банкиров, судебные процессы по коррупционным делам. Сильные мира сего были очень недовольны...
Современный исследователь Г. Некрасов в статье «На трех морях. Российский Императорский Флот в войну 1914-1917 гг.» пишет: после того, как Николай II стал главнокомандующим, «германское наступление, казавшееся неудержимым, было остановлено в Западной Белоруссии и Прибалтике, а не под Полтавой, как при Петре Великом; не в Москве, как в Отечественную войну 1812 года; и не на берегах Волги и Невы, как при Сталине». Условия отступлений и побед во всех этих войнах были  разными, однако автор этого высказывания прав в одном. Европейцы давно приняли на вооружение стратегию: «не можешь победить силой, приведи к власти своих». А немцы и наши временные союзники в Первой мировой – британцы, воспользовавшись противоречиями, обострившимися в воюющей стране, хорошенько помогли с русской революцией 1917 года.
Пароход, на котором главный герой романа полковник Стрельцов отплыл в Петроград, затонул в холодных водах Балтики. Но автор не уверяет нас в гибели Стрельцова. Возможно, мы еще встретимся с разведчиком в будущих произведениях Ильи Дроканова...


Сергей ШУЛАКОВ

 

 

 

Статьи

Посетители

Сейчас 233 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Реклама

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ