• Издания компании ПОДВИГ

    НАШИ ИЗДАНИЯ

     

    1. Журнал "Подвиг" - героика и приключения

    2. Серия "Детективы СМ" - отечественный и зарубежный детектив

    3. "Кентавр" - исторический бестселлер.

        
  • Кентавр

    КЕНТАВР

    иcторический бестселлер

     

    Исторический бестселлер.» 6 выпусков в год

    (по два автора в выпуске). Новинки исторической

    беллетристики (отечественной и зарубежной),

    а также публикации популярных исторических

    романистов русской эмиграции (впервые в России)..

  • Серия Детективы СМ

    СЕРИЯ "Детективы СМ"

     

    Лучшие образцы отечественного

    и зарубежного детектива, новинки

    знаменитых авторов и блестящие

    дебюты. Все виды детектива -

    иронический, «ментовской»,

    мистический, шпионский,

    экзотический и другие.

    Закрученная интрига и непредсказуемый финал.

     

ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

 

 

 

 

 

 

 

ХУДОЖНИК, ВОИН, ПУТЕШЕСТВЕННИК


ПОСЛЕСЛОВИЕ к повести Василия ВЕРЕЩАГИНА «ЛИТЕРАТОР»*
Повесть «Литератор» впервые опубликована в журнале «Русская мысль» в 1894 году. Тогда же  переведена на немецкий язык и под названием «Военный корреспондент» вышла без цензурных купюр русского оригинала.


Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН родился в 1842 году в Череповце, в семье помещика. В восемь лет родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании  перевели в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь Василий увлекся рисованием и посвящал ему все свободное время. В 1858 году Верещагин поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Преподаватели Морского корпуса отзывались о способностях гардемарина Верещагина с одобрением.
Самый известный в России художник-баталист был настоящим бунтарем. Блестяще окончив Морской корпус, Верещагин вопреки воле родителей подал в отставку и поступил в Академию художеств. Разгневанный отец отказался содержать его. Верещагин упорно занимался живописью, но тяготился академической традиционной системой обучения. Молодой живописец в знак протест в сердцах уничтожил свою  ученическую картину «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». В 1863 году  Верещагин оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Его первыми самобытными работами стали многочисленные зарисовки народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1867 году он уехал в Туркестан на театр военных действий. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал». В 1868 году Верещагин в составе русского гарнизона  оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден Георгиевским крестом. И все же картины Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царь и государственные институты не приобрели ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Большую часть «туркестанских» работ купил купец и меценат П. М. Третьяков, которому Василий Верещагин посвятил одну из глав повести «Литератор». В 1874 – 1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Путешествуя, он часто подвергался смертельной опасности: едва не замёрз на снеговых вершинах Гималаев; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов индийской архитектуры, южного неба, ярких национальных одежд индийцев. Верещагин первым познакомил русскую публику с мавзолеем Тадж-Махал.
Ряд картин Верещагина посвящены истории завоевания Индии англичанами. Он замыслил  большую живописную поэму об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел создать лишь несколько картин, в частности, «Процессию английских и туземных властей в Джейпуре».
Русско-турецкая война 1877-1878 годов вернула его на фронт. Всей своей пылкой душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турок, художник участвовал во многих сражениях. Был тяжело ранен, едва не погиб, но всегда оставался живописцем. «Выполнить цель, которой я задался, – писал Верещагин, – дать обществу картину настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то».
Ряд полотен Верещагин посвящает штурму Плевны: «Атака» (Центральный артиллерийский исторический музей), «После атаки»… Картины «Победители»  (до последнего времени была выставлена в Государственном музее русского искусства в Киеве) и «Побежденные. Панихида по убитым» посвящены сражению под Телишем, где был почти уничтожен полк русских егерей. В картине «Победители» изображен страшный маскарад турок, переодевшихся на поле боя в мундиры убитых русских солдат.
Верещагин  учился во французской Академии художеств, был материалистом и атеистом. В результате долгих размышлений художник попытался материалистически изложить Евангелие. Католическая церковь посчитала это святотатством. Прелаты писали против Верещагина целые воззвания, группы фанатиков разыскивали художника, желая свести с ним счеты... Один монах облил картины «Воскресение Христово» и «Святое семейство» кислотой, почти уничтожив их. В России евангельские полотна Верещагина были запрещены к печати и выставкам.
Василий Васильевич Верещагин, верный долгу художника и воина, погиб во время Русско-японской войны при взрыве броненосца «Петропавловск». Гибели броненосца и державшего на нём свой флаг адмирала Макарова посвящены десятки исторических исследований, и все же тайна эта  не прояснена.
Наследие писателя Василия Верещагина невелико. О его литературных вкусах дают представление скрытые цитаты: герой «разговаривал не только с животинами, но и оглоблями и постромками…» (отсылка к III главе «Мертвых душ»). В повести «Литератор» автор со знанием дела пишет о политике, упоминая турецкого маршала Османа Нури-пашу, во время войны 1877–1878 года командовавшего войсками в Плевне. Василий Васильевич был знаком с генералом от инфантерии Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, под Плевной тот командовал мобильным отрядом, в сражении под Шипкой-Шейново. Плевну русские войска штурмовали четыре раза. Третий штурм проходил 30 августа 1877 года, в день тезоименитства Александра II. Предприимчивый и храбрый поручик Грин первым сообщил императору Александру II о неудаче третьего штурма. Военный агент США при русской ставке Грин тесно сдружился с Верещагиным. Автор цитирует военных журналистов, высокопоставленных иностранцев, дам, находящихся при действующей армии. Весь этот околоармейский быт Верещагину удалось описать с точностью художника-реалиста. Его повесть стала основой сюжета фильма «ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ».
В «Литераторе» много биографических данных, порой трагических. За словами: «тело его оставалось на поле битвы» кроются переживания о гибели брата Сергея. У героя «ранено бедро... торчат куски белья...» – описание раны точно соответствует характеру ранения, полученного Верещагиным на Шипке,  подробнее об этом говорится в сборнике «Очерки, наброски, воспоминания». «Морфин сделался... потребностью...», – пишет Верещагин, и это также, увы, автобиографическая подробность, связанная с тяжко протекавшим выздоровлением.
Литературное творчество Василия Верещагина иллюстрировано его художественными произведениями. Например, жуткий эпизод реальной войны, описанный в повести, отразился в полотне «Дорога военнопленных (Дорога в Плевну)».

 

Сергей ШУЛАКОВ

 

 

Статьи

Посетители

Сейчас 102 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Реклама

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ