• Издания компании ПОДВИГ

    НАШИ ИЗДАНИЯ

     

    1. Журнал "Подвиг" - героика и приключения

    2. Серия "Детективы СМ" - отечественный и зарубежный детектив

    3. "Кентавр" - исторический бестселлер.

        
  • Кентавр

    КЕНТАВР

    иcторический бестселлер

     

    Исторический бестселлер.» 6 выпусков в год

    (по два автора в выпуске). Новинки исторической

    беллетристики (отечественной и зарубежной),

    а также публикации популярных исторических

    романистов русской эмиграции (впервые в России)..

  • Серия Детективы СМ

    СЕРИЯ "Детективы СМ"

     

    Лучшие образцы отечественного

    и зарубежного детектива, новинки

    знаменитых авторов и блестящие

    дебюты. Все виды детектива -

    иронический, «ментовской»,

    мистический, шпионский,

    экзотический и другие.

    Закрученная интрига и непредсказуемый финал.

     

ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

 

ИВАН ДЕРЕВЯШКИН

 


Послесловие к повести Константина МАСАЛЬСКОГО «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»


Константин Петрович Масальский (1802-1861) родился в Ярославле, в семье чиновника. Детство его прошло в Петербурге, куда переселился отец, человек небогатый, но принадлежавший к старинной дворянской фамилии. Учился Константин Петрович в Университетском благородном пансионе. С 1821 года Масальский служил в министерстве внутренних дел, в департаменте законов Государственного совета, занимал должность экспедитора Государственной канцелярии. В 1835 был перемещен на пост правителя дел в V отделение Императорской канцелярии, созданное для подготовки реформы государственных деревень и  преобразованное в министерство государственных имуществ. В 1841 году Масальский вышел в отставку в чине действительного статского советника.
Успешная карьера не мешала Константину Петровичу заниматься литературой. В 1824 году Рылеев и Бестужев поместили в журнале «Полярная звезда» два его стихотворных перевода с древнегреческого. Константин Масальский считал себя поэтом. Писал не только лирические стихи, но и басни, сказки в стихах и комедии. До Александра Сергеевича Пушкина последние жанры считались «низкими».
Но Константина Масальского это не смущало. Способность схватывать внешние черты обиходной жизни, создавать бойкие характерные зарисовки тогдашние рецензенты относили к недостаткам Масальского. Зато его книга 1829 года – обширное стихотворное произведение «Терпи казак – атаманом будешь» была раскуплена практически мгновенно. В последующие четыре года она была переиздана дважды – небывалый для того времени успех.
В создании образа казака Масальский шел за поэтом Александром Ивановичем Полежаевым: поэмы «Сашка», «Рассказ Кузьмы». Как и у Полежаева, у Масальского собирательный герой – это типы общества, люди разных чинов и званий, от царя до купца и бродяги, сведённые вместе по законам литературы.
Коллеги-современники не любили Масальского. Зато поддерживал журнал «Северная пчела»,  считавшийся реакционным. Поэт и историк Петр Андреевич Вяземский писал, что Масальский подвержен желанию разделить славу Пушкина как живописца русского быта: предполагая написать нечто вроде «Евгения Онегина», он написал «Ивана Выжигина», также роман в стихах. В нём, при всей заданности сюжета, Масальскому удалось избежать так называемой литературщины. В 1842 году Масальский публикует комедию в прозе «Луна и стихи» с удачными пародиями на современников. Комедия подписана псевдонимом Иван Иванов, сын Деревяшкин.
Поворот русской литературы к прозе, происшедший на рубеже 20-30-х годов XIX века, ознаменовался осмыслением истории страны. Стали появляться исторические романы. Их популярность повлияла и на творчество Константина Масальского, окончательно определив его писательскую карьеру. В 1832 году вышел  в свет его первый исторический роман «Стрельцы», следом несколько повестей: «Черный ящик» (1833), «Регентство Бирона» (1834), «Граница 1616 года» (1837), ироничная повесть «Бородолюбие», «Исторические сцены из времен Петра Великого» (1837), «Осада Углича» (1841). Объёмные, населенные многочисленными героями, полные выразительных подробностей картины столичного быта, как позднее отмечали  исследователи, предсказывали практику «натуральной школы». Стихотворение «Терпи казак…» свидетельствует о поиске писателем доступного для широких народных масс жанра. Оно написано вольным басенным стихом, и имеет признаки как новеллы, так и классицистической комедии.
Многочисленные герои повести «Черный ящик» ведут читателя по улицам и околицам Петербурга, в апартаменты частных лиц, дворцы приближенных Петра I, в кофейню… Яркость красок, обилие характерных для эпохи типов, предметов, непрестанная смена декораций поддерживают интерес читателя. Главный герой повести «Черный ящик» - не купец, принявший в дом сироту, дочь шведского офицера, не сама Маша, готовая ради отца поступиться своей любовью, – типичный для стиля классицизма конфликт… а сама эпоха, череда характеров, ее олицетворяющих, господствовавшие в ней нравы. В повести есть и научный конфликт на фоне поисков средства вечной молодости.
Передача исторических фактов, привязанных к авантюрному, увлекательному сюжету, стала отличительной чертой прозы Масальского. В эпоху освоения жанра исторического романа сочинения Масальского, как отмечали современники, имели важные достоинства новизны, они удовлетворяли растущие потребности читателей. Но прогрессивная общественность своего отношения к его сочинениям не изменила. На последний роман писателя «Лейтенант и поручик», изданный в 1853 году, разгромную рецензию написал сам Николай Гаврилович Чернышевский.
Вопреки мнению критиков, произведения Константина Масальского всегда были любимы русскими людьми. Мы возвращаем современному читателю автора, заслуженно популярного в XIX веке.


Сергей ШУЛАКОВ

 

Статьи

Посетители

Сейчас 136 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Реклама

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ