ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

 

ГОРОД ДУХОВ
Послесловие к роману Вячеслава МАРКОВА «ДИКИЙ МАРШРУТ»

 

 

 


Вот титульный лист: Вячеслав Марков «Дикий маршрут». Переворачивая его, оказываешься в прекрасном и опасном мире дикой природы Алтая или Урала, подобных мест в нашей стране, слава Богу, хватает. Горные реки, леса, скалы и осыпи – у хорошо знающего здешние края автора находится точная и выразительная характеристика для всех этих красот.  Места обжитые, но почти не тронутые цивилизацией. Путь к затерянной в лесу избушке охраняет опасный перевал, да и знают об этом проходе только проводники-инструкторы немногочисленных туристических групп. Кто хоть раз побывал в тех местах, помнит грустноватое восхищение при виде роскошных закатов  в туманной необозримой шири. Горы и леса, за ними снова  леса и горы. Грустно от того, что понимаешь: ты вряд ли еще вернешься сюда, хоть и будет тянуть... «Живешь вот тут, рядом совсем, и не замечаешь ничего… Я вот тоже тут недалеко живу, в поселке, а на водопад этот и не ездил, считай, никогда. Это же надо лодку искать, договариваться с кем-то. Лишняя морока», – признается один из персонажей «Дикого маршрута», простоватый Колян.
В таких природных декорациях разворачивается туго скрученная пружина «закрытого»,  как в классическом детективе, сюжета. Герои отрезаны от внешнего мира – за экскурсионной группой вовремя не прибыла лодка, случайные попутчики одинаково напуганы чередой бессмысленных, на первый взгляд, преступлений.  Каждый может оказаться преступником или жертвой. Автор щедро рассыпает  версии. Линия первая – карта с наброском местности и пунктом, помеченным крестом, найденная у погибшего лодочника. Это, конечно, тайник. Но что скрыто в нем?
Линия вторая – таинственный Город духов, камни, покрытые почти стершимися петроглифами, древними рисунками и надписями. Их сможет разглядеть лишь тот, кто знает, что ищет. Эта версия полна отголосков язычества. И не мудрено: оказавшись в таких местах, поневоле  задумываешься о существовании колдунов и могуществе древних духов, которые совсем не рады вторжению в свои исконные владения.
Третья линия – изобретение одного из туристов, ученого, новейшую разработку которого готовы купить китайские товарищи, а наши спецслужбы отдать им её не готовы. Появляется и сам представитель спецслужб под прикрытием легенды беззаботного отпускника. Героев не  много – трое студентов, пожилая супружеская пара, где муж – тот самый ученый, скрывшийся в горах от недоброжелателей, пара с сыном-подростком, несколько подозрительно хорошо экипированных молодых туристов, да проводник Денис. В  начале повествования композиция романа расслаивается, горные уступы, речки с ледяной водой, необъяснимые события уступают место другой, городской жизни, где у каждого героя свои проблемы. Автор не скупится на описания переживаний героев. Всплывают старые фото 70-х годов, таящие личную драму молодого человека, узнавшего, что он – приемный сын. История коммерсанта, у которого отбирают бизнес, чей поход в горы – чудовищная игра с могущественными преступниками, наблюдающими за его нравственным выбором: «На одной чаше весов – автосалон. А на другой? Несколько жизней…» Вот и еще одна версия. Мы начинаем подозревать, что разгадка, возможно, таится в прошлом героев. Должен признаться, что и я поначалу «подозревал» пятнадцатилетнего подростка, не по годам смышленого и скрытного, – но ошибся…
Жанр современного детектива  литературоведы практически не исследуют. А если берутся, все сводится к разбору традиций западного остросюжетного романа и упрекам в адрес российских писателей-детективщиков. К сожалению, упреки справедливы: большинство  именитых писателей, раз сев на своего конька, заездили его до полусмерти и боятся перемен.  Зачем, если читатель привык, и автору так комфортнее? Инфляция текста и стиля приводит к полной предсказуемости и скорому забвению . «Дикий маршрут» -  не  из  ряда  такой «продукции» - вот-де вам новый роман, поскорей купите и ожидайте следующего. Перед нами российский детектив, сравнимый с лучшими образцами высокого жанрового уровня. Роман до известной степени консервативен – для детектива это несомненный плюс. Композиция его тщательно продумана и выстроена логически безупречно. итателям предлагаются разные ответы, повествование дополняется фрагментами выдержанной в классической стилистике прозы, как в пейзажных описаниях, так и в психологических деталях. И надо всем этим словно веют духи природных стихий. Мозаика складывается в отчетливую картину, впечатляющую широтой и объемом, и невозможно оторваться от этого зрелища . Удивительно насыщенный, современный и красивый роман – настоящая награда для ценителей жанра.


Сергей ШУЛАКОВ

 

Статьи

Обратная связь

Ваш Email:
Тема:
Текст:
Как называется наше издательство ?

Посетители

Сейчас на сайте 336 гостей и нет пользователей

Реклама

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ