Печать

 

 

 

 

 

 


БЕСЦЕННЫЙ НАБРОСОК
Послеловие к рассказу Татьяны ЕФРЕМОВОЙ «СОМНИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДСТВО»

Создать роман о старинном произведении искусства в определённом смысле проще, чем короткий рассказ: переходя из рук в руки, коллекции обрастают легендами, и официальный провенанс  (список владельцев) – лишь малая их часть. Желающие присвоить артефакты полузаконным или криминальным образом не переводятся, их похождения просятся в масштабное произведение. Рассказать об этом в коротком объеме, не упуская нерв интриги и представив захватывающую историю предмета, значительно сложнее. Рассказ «СОМНИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДСТВО» Татьяны ЕФРЕМОВОЙ подтверждает: жанр детективного рассказа жив и находится в хорошей форме.

На исходе Второй мировой войны воздушные бомбардировки англичан и американцев разрушили немецкий город Дрезден. В пламени чудовищного пожара в одночасье погибли тысячи людей, серьезно пострадала знаменитая Дрезденская «Галерея старых мастеров». Столетиями накапливались в ней живописные сокровища. Культурные ценности были спрятаны гитлеровцами и в заминированных тайниках…Советским военным и искусствоведам пришлось спасать их в короткие сроки – иначе многое было бы утрачено безвозвратно.

Вряд ли сапер Красной армии, в чьи руки попала папка с рисунками, понимал, что перед ним бесценные наброски  Альбрехта Дюрера. Папку в память о войне он привез на родину. И пылилась она в шкафу вдовы-пенсионерки, пока не попалась на глаза искусствоведу. Правнучке фронтовика...

Вневременная ценность искусства положена на одну чашу весов, человеческая алчность – на другую. История расследования, реалистические штрихи, описывающие «недетективных» героев – врача, санитарку, интеллектуальную студентку, - уместились в точно выверенном объеме. Словно рисунок старого мастера, рассказ Татьяны Ефремовой выходит за рамки  небольшого текста и надолго остаётся в памяти.


Сергей ШУЛАКОВ
Адаптировано для публикации на сайте