КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ
Послесловие к рассказу Сергея ОСТАНИНА «ОДОЛЖИТЕ МАРШ-БРОСОК»
Кавказ для русской литературы – тема классическая, давно выработавшая свои жанровые правила. Недавнее обострение обстановки на Кавказе совпало с государственным кризисом, падением СССР, но голодная, нищая, руководимая порой политическими интриганами армия все же смогла взять события в Чечне и Дагестане под контроль. В такие времена как нельзя более актуальна классика. Тягу к ней уловили такие профессионалы, как режиссер Сергей Бодров, снявший фильм «Кавказский пленник», переложение Толстого на наши дни, вернее, дни девяностых. Потом был фильм Алексея Балабанова «Война», продолживший тему Бодрова. Так в кино и прозе сложилась определенная традиция. И становится уже неловко говорить о боях на Кавказе по-другому. У американцев два хрестоматийных образа ветеранов Вьетнама: один слоняется по дому в исподнем с бутылкой крепкого спиртного, понося жену и правительство, другой как-бы продолжает службу, открывая глаза соотечественникам на угрозу с Востока или спасая животных… Читатель и зритель привыкает к стандартному образу, и творцы страшатся эту привычку нарушить – вдруг читать не будут, смотреть не пойдут?
Название рассказа Сергея Останина «Одолжите марш-бросок» намеренно обыденно, словно один армейский командир может одолжить группу солдат другому, как пачку сигарет или немного денег. Главный герой, капитан Балчугов, отстал от группы разведчиков в горах, и когда они не вернулись на точку, которую, по его расчетом, не могли миновать при возвращении, капитан начинает поиски на свой страх и риск. Другой капитан, оставшись за командира батальона, решает свои задачи, – надо поднять из ущелья остатки сбитого вертолета. Он все же соглашается дать Балчугову одного-единственного ефрейтора контрактника. А тот прихватил с собой умную дворнягу…
Сергей Останин не описывает героических боев. В его тексте нет традиционных штампов : «благородного Хасана», который, хоть и враг, а имеет свои представления о чести, корыстных предателей - федералов. Здесь только реализм: обросший и оборвавшийся капитан, вернувшись к своим, так похож на моджахеда, что часовой ведет его под конвоем, как пленного. Его самодеятельные усилия по поиску товарищей ни к чему не приводят, ибо товарищи выполняют свою, секретную задачу. И отцы-командиры не такие уж безнравственные карьеристы, бронированные души которых не трогают слезы матерей, как привыкли считать наши просвещенные интеллигенты. И даже былая неприязнь между двумя офицерами не мешает им добросовестно выполнять приказы.
Хорошая, то есть настоящая, литература сильна своим стилистическим многообразием. О классике вспоминать полезно, о героизме прошлых лет – необходимо, и Пушкина – «к ущельям, где гнездились мы, подъедет путник без боязни» – надо любить. Но по- настоящему убедительна и актуальна та, очищенная от штампов, литература, которая привлекает читателя не набором стереотипов, а откровенным, уважающим читателя авторским высказыванием.
Сергей ШУЛАКОВ
Сейчас на сайте 165 гостей и нет пользователей