• Издания компании ПОДВИГ

    НАШИ ИЗДАНИЯ

     

    1. Журнал "Подвиг" - героика и приключения

    2. Серия "Детективы СМ" - отечественный и зарубежный детектив

    3. "Кентавр" - исторический бестселлер.

        
  • Кентавр

    КЕНТАВР

    иcторический бестселлер

     

    Исторический бестселлер.» 6 выпусков в год

    (по два автора в выпуске). Новинки исторической

    беллетристики (отечественной и зарубежной),

    а также публикации популярных исторических

    романистов русской эмиграции (впервые в России)..

  • Серия Детективы СМ

    СЕРИЯ "Детективы СМ"

     

    Лучшие образцы отечественного

    и зарубежного детектива, новинки

    знаменитых авторов и блестящие

    дебюты. Все виды детектива -

    иронический, «ментовской»,

    мистический, шпионский,

    экзотический и другие.

    Закрученная интрига и непредсказуемый финал.

     

ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

НАРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА: о записках МОЛОДОГО ВРАЧА

Послесловие к роману Александра ЛОБАНОВА « БУДЕМ ЖИТЬ!»

 

 

  

1.
Развитие военной литературы подчиняется определенным закономерностям. Авторами художественных  произведений о Великой Отечественной были писатели, которые приобрели литературный опыт и известность еще до войны, например Илья Эренбург. Именитые советские мастера слова попадали на фронт в качестве военных корреспондентов. Их авторскую позицию  часто можно определить, как «я наблюдал», и редко: «я участвовал», «я испытал»; это был определенно взгляд со стороны, ведь сами они  непосредственного участия в боях не принимали.
После войны стали появляться произведения  «новой волны», или «лейтенантской прозы». Это были повести участников боев. Виктор Некрасов, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Григорий Бакланов. Василий Гроссман получил государственные награды не за литературные произведения, а  за участие в боях.
Следующим этапом  стало творчество тех авторов, которым не довелось участвовать в войне. Изучались  воспоминания, другие источники, литература. Со временем появилось стремление расширить рамки повести. Повесть, как правило, рассказывала о событиях на конкретном участке фронта, имела небольшое количество героев. Уже в начале 1960-х годов появился жанр военно-исторического романа – «Война» Ивана Стаднюка, «Живые и мертвые» Константина Симонова. Позже – роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты».
Но масштабного романа о войне 1941-45 годов, сравнимой с эпопеей Льва Толстого «Война и мир», так и не создано. О Великой Отечественной не написано эпопеи, сравнимой с романом Михаила Шолохова «Тихий Дон» - этот роман  многие литературоведы считают самым важным русским романом XX века.  Появляются и романы о Первой мировой войне, такие, как цикл Евгения Анташкевича «В седле и окопах». Его публикация к начата в журнале «Кентавр. Исторический бестселлер», выходящем в нашем издательстве «Подвиг».
В общем, сохраняется логика развития литературы о войне: от повестей участников боев к переосмыслению и написанию романов. Записки непосредственных участников событий представляют особый, документальный интерес, они заставляют задуматься о том, кто же такие военные люди, в чем их исключительность, какие  качества формируются в экстремальных условиях. Горячие  впечатления диктуют писателю свои литературные формы. Как правило, это небольшие объемы. И в них вложено больше исторической и человеческой правды, чем в «кабинетные» серии. Вот почему «окопная правда» участников войны – это важнейший этап  развития военной литературы, который может привести к появлению таких  шедевров, как «Тихий Дон».

2.
 Автобиографическое повествование Александра Лобанова «Будем жить!» нельзя назвать, в строгом понимании жанра, военной прозой. Автор-  военврач, служил на Севере,  и теперь продолжает службу, только в другом силовом ведомстве. Время действия его романа – последние годы существования СССР. В этом тексте сходятся внахлест две драматически окрашенные линии внешних обстоятельств. Это разного рода неустройства в Советской армии и сама служба в экстремальных условиях Крайнего Севера. Повествование разворачивается неторопливо, воспоминания  автора ложатся одно на другое, рассказывая читателю о советском периоде судьбы обычного военного врача.
«Будем жить!» наверняка  заинтересует тех, кто сам когда-то служил в далекой от цивилизации местности. Автор рассказывает о специфике своей службы. Для того чтобы вывести ракету на орбиту, необходимы несколько ступеней, блоков с топливом, которые, отработав, падают на землю. Во времена Советского Союза спец подразделения частей ракетных войск отыскивали и взрывали эти блоки, чтобы враг не смог завладеть военными секретами. Рассказы о выходе к объекту в лютый мороз или северным летом, когда набрасываются стаи мошки, полны мастерски выписанных пейзажей, вызывающих у читателя ощущение раздвоенности: да  просто выжить в этих условиях почти невозможно, – но зато как  красиво!
Писательское мастерство Александра Лобанова проявляется не только в лирике. Сопереживать заставляет и острота драматичных моментов. Например, когда  подрывники наблюдают за падающими с небес частями ракеты из наскоро отрытых окопчиков, и  кажется им, что огромные куски металла ищут ту точку, где они затаились… Но и эти опасности  можно преодолеть, и не к такому наши военные привыкли.
Много опаснее  конфликт с заместителем командира части по тылу. Герой Александра Лобанова не только смазывает зеленкой царапины и борется простудных инфекций, обстоятельства вынуждают заниматься его совсем другими проблемами. Он запрещает варить в солдатских котлах тухлую курятину - запах от этого варева  действует почище химического оружия. Но не в запахе только дело, а в том, что солдаты отравятся. И врач идет против начальства, теряет капитанскую звездочку.  Он разжалован до старшего лейтенанта. Выходит, бардак начался в армии не при Ельцине, а значительно раньше.  Уже тогда наша армия теряла лучшие кадры.
Александр Лобанов касается и других острых проблем. Словно новый Куприн, он повествует о взаимоотношениях офицеров . С сочувствием рассказывает о короткой жизни ненцев, о советской национальной политике: «Как приходит осень, так в тундре прямо-таки охота начинается на детей оленеводов. Услышат в кочевье вертолет, и сразу чад прятать». Детей ищут из лучших побуждений, чтобы учить в городских интернатах. Только последствия этого обучения оказывались печальными… Были  и исключения, представители северных народов становились даже известными писателями. Пишет о том,  что  непосредственность ненцев  в глазах нашего человека выглядит чёрной неблагодарностью: военный врач прибыл в далекий поселок в тундре, выходил опасно больного ребенка – а обратно, в лютый буран, добирайся как хочешь… Пишет Александр Лобанов  о многом: о важном.
«Будем жить!» – не военная проза, хотя эпизод с падающей на окопы в тундре ступенью ракеты можно считать боевым, и создан он по лучшим образцам литературы. Роман роднит с военной прозой важный фактор – яркая, словно падающая звезда, заинтересованная правда участника событий.
Интервью с Александром ЛОБАНОВЫМ читайте на сайте www.подвигжурнал.рф


Сергей Шулаков

Статьи

Посетители

Сейчас на сайте 412 гостей и нет пользователей

Реклама

Патриот Баннер 270

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ