Уважаемые подписчики!
ДЕСЯТЫЙ номер «ПОДВИГа» выходит из печати в ОКТЯБРЕ.
ПРЯМО НА САЙТЕ ВЫ можете ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ на октябрьский выпуск журнала до 20 СЕНТЯБРЯ (активная ССЫЛКА).
В журнале "ПОДВИГ" №10-2023 (ОКТЯБРЬ) будут опубликованы роман В. ПОРЯДИНА и А. ТРАПЕЗНИКОВА "БЛЕСК и ЯРОСТЬ" и повесть А. АНТА "ХОМО РУС" (СМ. АНОНС).
О романе Виктора ПОРЯДИНА и Александра ТРАПЕЗНИКОВА и повести Алекса АНТА читайте в рецензиях Сергея ШУЛАКОВА
КОНТРРАЗВЕДКА И АЛМАЗЫ
В прошлом советские руководители заключали соглашения с империалистами, если таковые сделки были необходимы, подробно оговаривая условия, но и глядя друг другу в глаза: обещал – выполнишь. Это касалось и Министра внешней торговли Анастаса Микояна, и его сделки с компанией «Де Бирс», занимающейся добычей, огранкой и торговлей алмазами. Сейчас наступают похожие времена: подписанные межгосударственном уровне бумаги утрачивают свою незыблемость. Вот если лидеры государств пообедали вместе, о чем-то договорились, а заодно и документы подписали, это надежнее. Новый роман Александра ТРАПЕЗНИКОВА «БЛЕСК и ЯРОСТЬ», написанный в соавторстве с Виктором ПОРЯДИНЫМ, рассказывает о том, как Россия едва не потеряла важнейший ресурс – добычу и продажу драгоценных минералов. И о том, как удалось это отстоять.
В нашей стране драгоценностями распоряжались по-разному. Ленинское правительство взялось было за церковные сокровища – они казались неимоверными. Но когда ободрали оклады с икон, выковыряли камни из переплетов богослужебных книг, оценили и посчитали стоимость по курсу, который предлагали иностранцы, выяснилось, что не только на борьбу с голодом не хватит, а лучше бы и не занимались. Принялись за личные драгоценности царского дома Романовых. Но тут оказалось, что ювелирные изделия настолько высоки качеством, что продать их в тот момент – невероятная глупость, даже большевики целиком на это не пошли, хотя многое и пустили в продажу. Как ни парадоксально, принцип, в целом, сохранялся: император Николай, царица, великие княжны не смогли бы продать свои украшения. Заказать ювелиру переделку – да, подарить на свадьбу родственнице, или дочке наперсток для шитья с мелкими бриллиантами – могли, но использовать для своих нужд драгоценности было невозможно, даже выручить за них деньги с целью построить миноносец во время войны. Это были драгоценности трона, империи, а не лично государя. Цари на них никогда и не покушались, только пополняли. Заслуга экономистов и искусствоведов, воспитывавшихся еще в царские времена, даже не в том, что они во время революции и последующего экономического развала смогли многое сохранить. А в преемственности, которая предполагает сохранение государством удивительных золотых самородков в их первозданном виде, невероятного числа каратов драгоценных камней, и иных природных феноменов. Но еще и в накапливании произведений искусства, которые изготавливали в советское время, даже в 1990-е, и делают современные мастера ювелирных школ, и в сбережении и развитии самих этих школ. То есть, если мы сейчас не делаем свадебную диадему для конкретной великой княжны, все равно искусствоведы оценят работу мастера, обрамившего редкие камни, допустим, в колье из платины, и направят в Гохран. Поэтому мы – не почтенные африканские страны, что до сих пор сдают драгоценное сырье сравнительно за гроши, и никак не могут избавиться от этого экономического удушья. Мы способны огранить минерал, произвести изделие, или коллекцию изделий, которые в экономике стоят много дороже сырья, а со временем их стоимость только увеличится. Ну, а о мелких алмазных камешках, что просеивают и сортируют за смену остроглазые девушки на закрытых предприятиях, и говорить нечего. Это – ведрами.
Всего этого лишиться было очень просто. Александр Трапезников – популярный и разносторонний автор. Его интересуют и философия, и медицинские практики, и социальное развитие. С романом «Блеск и ярость» писатель выступил в соавторстве с Виктором Порядиным, информированным ветераном спецслужб. В их романе разворачивается многогранная картина, как едва не случилось то, чего не допустили даже большевики.
Помимо знаменитых алмазоносных месторождений Якутии есть примеры добычи и в Архангельской области. В 1990-е годы к архангельским алмазам тянули жадные руки и выходцы из криминальных низов, и наследники советской номенклатуры. Они стремились заполучить прииски и предприятия по добыче драгоценных камней и по быстрому обогатиться на продаже добытого, да и самих заводов, иностранцам.
Отстаивать государственное добро, по роману Виктора Порядина и Александра Трапезникова, просто, но очень рискованно. Нужен честный офицер спецслужб, которого не купишь. Кадры были и есть, и соавтор «Блеска и ярости» сам из таких. Но помимо оперативных разработок, политических интриг и рутинной оперативной работы, перед читателем разворачивается психологическая драма. Что делать, если в государстве главные роли взяли на себя люди, которым это государство не нужно? В одиночку толкать огромный локомотив назад, в обратную сторону от пропасти?.. Те, кто это пережил, поймут, о чем пишут Виктор Порядин и Александр Трапезников. Тогда даже американцы, служившие «консультантами» по распродаже госимущества, смеялись: «Ребята! Да вы что делаете!? Свою страну за центы сдаете!».
Авторы утверждают: «Вывоз алмазов и золота из России под различными предлогами «в интересах государства», без какой-либо огласки, втайне от общественности, всегда был и будет». Но если руководитель страны принимает решение во внешнеполитических целях – это одно дело. А когда темные личности стараются перехватить индустрию от страны для себя, и использовать в целях узко корыстных – дело совсем другое. Тогда алмазов, бриллиантов, и ювелирных изделий каждому из нас станет жалко, как своих. Это проблема общественная. И решать ее должны профессионалы. Для таких усилий мало чекистского опыта. Здесь нужно убеждение в своей правоте, а главное – поддержка руководства. Авторам удалось показать предостерегающую картинку, когда мощная держава словно раздваивается: в приемных высших кабинетов одни люди, а на Лубянке другие: честные, бескорыстные, своей стране служат.
В романе много интересных подробностей, то есть из оперативных мероприятий, разработок, мужества, произведение и состоит. Во многом «Блеск и ярость» перекликается с западными образцами политического детектива, в которых политики-лоббисты и их подельники из полубандитских, полувоенных формирований не щадят никого. Полковнику российской спецслужбы, главному герою «бриллиантового» романа, хватает опыта и храбрости, чтобы предотвратить аферу века. Его искушают, открыто предлагая сверкающие камни. Но тот стоит на своем.
Для главного героя авторы выбрали верную фамилию – Ясенев. Образ сразу относит к свету, а если вспомнить о дереве – материал надежный, крепкий, используется для весел, что направляет судно среди волн по верному курсу. О московском окраинном районе, где находится то, о чем врагу лишний раз сообщать не нужно, упоминать не будем. Герой интуитивно находит себе помощницу. Честную, настроенную на то, чтобы рассказать правду, журналистку – представьте себе такое!. Офицер контрразведки действует верно, ибо в тот момент без общественной поддержки ему свои задачи осуществить было бы трудно. И тут авторы намечают рубежную черту, если угодно, красную линию: без нас с вами, без гражданского сообщества, даже самому опытному офицеру контрразведки работать трудно. Мы помогаем, пусть и не всегда напрямую, в распространении правды, например, приобретая газету или журнал. Полковник Ясенев авторитетно заявляет мимолетному, на 1990-е годы начальству: народ требует справедливости. И дальше будет действовать в соответствии со своим опытом и полномочиями. А красавица-журналистка... Дай им Бог счастья.
Находящиеся под спудом или добытые алмазы сравнительно вечны, лишь обработка, огранка превращает в сокровище их порожденную природой ценную структуру. Наши деды и отцы защищали не только нас, потомков, но и прекрасные творения, извлеченные из недр, искусно украшенные, наделенные своей судьбой, и ныне сберегаемые в музеях и хранилищах. На том и стоять будем.
На набережной Северной Двины в Архангельске установлен британский танк времен Первой мировой войны, из тех, что были направлены в Россию для поддержки интервенции. Словно отрубленное щупальце ненасытного спрута, железная махина напоминает: пока у нас есть ресурсы, на них найдутся претенденты. Роман Виктора Порядина и Александра Трапезникова рассказывает о людях, которые способны умерить аппетиты зубастых заморских хищников. Казалось бы, всего лишь полковник – но, при грамотном руководстве. А спруты, транснациональные компании, и влиятельные мздоимцы из числа наших власть имущих 1990-х, – с носом. И алмазы – при нас.
СОБАКА НА СЕНЕ
В философской повести Александра АНТА «ХОМО РУС» описан человек, сломленный 1990-ми годами, всеобщей неустроенностью, вседозволенностью и упоением корыстью. «Я хочу погрузиться в политику и организовать новое молодежное движение. Которое со временем превратится в мощную силу», говорит персонаж. И во что же он превратился!
Время и полвремени* (*Даниила 7:25) для нас почти непостижимы, одновременно и слишком длинны, и слишком кратки. То, что было в прошлом, повторяется и теперь. Только личности разные. Они, глядя из электронных устройств, стараются подчинить нас своему влиянию. Хотите – подчиняйтесь блогеру с каким-нибудь глупым именем; как говаривал Глеб Жеглов: «Странный вы народ... как собаки-жучки, ни имени у вас, ни роду, одни кликухи...»... А лучше – думайте своей головой.
Можно гадать, кого конкретно описывает в своей повести Александр Ант. Замах-то гоголевский – описан типичный авантюрист, влекомый своими представлениями о краткосрочной действительности. Он похож на Павла Ивановича Чичикова. Все в его судьбе очевидно и зыбко, законно и предосудительно одновременно. Персонаж занятный, судьба горькая, выводы для читателя однозначны.
Сергей ШУЛАКОВ