Уважаемые подписчики!
ПЕРВЫЙ номер «Детективов «Сельской молодежи» выходит из печати в ФЕВРАЛЕ.
А это значит, что вы ПРЯМО НА САЙТЕ сможете ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ на полный полугодовой комплект или только на февральский выпуск журнала до 20 ЯНВАРЯ (активная ССЫЛКА).
В журнале ДСМ №1-2025 (февраль) будут опубликованы роман И. Давыдовой «ЗАВЕЩАНИЕ ДУШИ» и повесть А. Шкляревского «СЕКРЕТНОЕ СЛЕДСТВИЕ». (см. АНОНС).
О новом романе Инессы ДАВЫДОВОЙ и повести Александра ШКЛЯРЕВСКОГО читайте в рецензиях Сергея ШУЛАКОВА.
ПОД ГИПНОЗОМ
Инесса ДАВЫДОВА – большой мастер выбрать тему остросюжетного романа. В ее очередной вещи «ЗАВЕЩАНИЕ ДУШИ» сразу несколько осей координат: прошлое – настоящее – будущее, жизнь – смерть, и возможность манипуляции другими – последствия этой манипуляции.
Эрик Краузе – психолог-гипнотерапевт. Он человек состоявшийся, весьма успешный, модный – услугами «доктора», как называют его клиенты, пользуются немало известных людей, для друзей он проводит свои сеансы бесплатно. Краузе довольно высокомерен, но ему это прощают, ведь он многим действительно помогает, раскрывает причины необъяснимых событий, тем самым избавляет от страхов, дает уверенность в завтрашнем дне. Для них Краузе является чем-то вроде всемогущего полубога, исцеляющего от страданий. А это, в прямом смысле, дорогого стоит.
Смерти в романе Инессы Давыдовой нет, это лишь переход в другую ипостась, причем земную. Автор разгоняет свои пространства до немыслимых пределов. Проблемы одной из «пациенток» кроются в XVIII веке, когда она была мужчиной, тайным посланцем курфюрста Саксонии, и участвовала в интриге против русского царя…
В романе «Завещание души» Краузе ведет школу регрессивного гипноза. Регрессия в психологии, это состояние, в котором человек обращается к тем методам поведения или ощущениям, которые помогали справиться с критическими переживаниями в прошлом.
Механизм гипноза изучен недостаточно. В некоторых странах специалисты-гипнологи получают сертификаты, в России понятие «гипноз» не регламентировано. Зигмунд Фрейд то склонялся к применению гипноза, то отказывался от него. Одни гипнологи утверждают, что сильный гипнотизер может ввести в состояние транса кого угодно, другие утверждают: пациент под гипнозом способен лгать, есть и совсем не поддающиеся люди. Главный вопрос: гипноз это внушение в состоянии транса, или помощь для добровольного копания в себе, поиска ответов, которые ранее не находились, не нащупывались.
Перед глазами доктора Краузе и его пациентов разворачиваются картины прошлого, доказывающие, по мысли автора, что смерть физического тела не является окончанием жизни. Это что-то сродни реинкарнации. Доктор Краузе проводит своих пациентов от одного воплощения к другому, все глубже и глубже, пока тот не находит причину своих страданий в современной инкарнации.
Но вот реальность пересечена третьим вектором: от доктора уходит любимая жена. Без видимых причин, без претензий и объяснений. Он даже не подозревал, насколько любимая. Он поражен, что не может помочь себе, что, привыкнув разбираться в чужих острых переживаниях, страдает и сам. И тут включается еще одно измерение романа Инессы Давыдовой – детективная интрига. Краузе прибегает к помощи друзей, нанимает частного сыщика, щедро оплачивая его услуги, летит в Париж, и уже не в регрессии, а в реальности находит следы пропавшей любимой женщины.
Этот роман – образец современной интеллектуальной остросюжетной прозы. Загадка исчезновения человека, преступления и его раскрытия переплетена в нем с бездной человеческого сознания и подсознания, и читатель сам словно находится под гипнозом авторского волшебства. Нити сюжета тянутся к реальным событиям прошлого, которое переплетено с настоящим, и с нашим восприятием того и другого.
Наша редакция публикует романы Инессы Давыдовой по просьбам читателей, которые ценят уникальные свойства ее произведений. Писательница рассказывает о человеческих отношениях, складывающихся внутри очень специфических, закрытых структур, действующих на острие современной науки, в данном случае экспериментальной психологии. А это всегда интересно.
ОТЕЦ РУССКОГО ДЕТЕКТИВА
Александра Андреевича ШКЛЯРЕВСКОГО можно назвать родоначальником русского детектива. Он родился в 1837 году в местечке Ирклеево Золотоношского уезда Полтавской губернии. Его отец, мещанин, учился в университете, но влюбился в дочь полковника, женился и вынужден был бросить учебу. Это произошло до поступления отца на службу учителем уездного училища, социальный лифт не сработал, и Шкляревский старший дворянства не получил. Детство Саша провел у бабушки, содержавшей постоялый двор на Полтавщине. Он вспоминал: «Побои, спанье в могиле на кладбище, тарахтанье (кувырканье – Ред. ) с балкона о мостовую в 7-8-9 лет...». Шкляревский наделяет героев повести «СЕКРЕТНОЕ СЛЕДСТВИЕ» обстоятельствами собственной биографии: «Кембезах был еврейский мальчик, не помнящий своих родителей, которого взяла к себе на воспитание небогатая еврейка, содержательница корчмы в имении графа Слоницкого. Девяти лет Гершка за какой-то проступок был изгнан еврейкой, и нищенствовал по имению».
Как и отец, Александр был вынужден прервать учебу, служил наемным писцом в полиции, потом в земском суде. Эта служба и дала ему богатые впечатления, использованные позднее в ряде произведений. Он перебирается в Воронеж, становится журналистом, затем переезжает в Петербург и получает статус профессионального литератора. Известный адвокат Александр Кони помогает ему финансово и устраивает на службу – кандидатом на судебную должность при следователе по особо важным делам. В пореформенное время судебный следователь – должность новая, фигура интересная, таким был Порфирий Петрович из «Преступления и наказания» - человек внимательный, профессиональный, смелый – но и светский. Шкляревский был дружен с Островским, ему помогал Некрасов, и все это сказалось на его творчестве.
Современники часто называли писателя «русским Габорио», признавая его заслуги в создании детективного направления, называвшегося тогда уголовным романом. Но если у Эмиля Габорио схема линейная, чисто коммерческая, то Александр Шкляревский отводил много места психологизму, социальным и духовным вопросам. Считал своим учителем Достоевского, писал ему: «Я принадлежу к числу самых жарких поклонников ваших сочинений за их глубокий психологический анализ, какого ни у кого нет из наших современных писателей… Если я кому и подражаю из писателей, то Вам...».
«Секретное следствие» – не только детективная повесть, но еще и срез столичного общества 1880-х годов. Расследование загадочного отравления выводит следователя на хитроумного и безжалостного мошенника, своими гнусными махинациями сумевшего подняться на высшие ступени. Для писателя и для нас важно, что справедливость восторжествовала, что власть и богатство не спасли негодяя от воздаяния, от закона, олицетворением которого стал проницательный и последовательный в своих действиях следователь.
Сергей ШУЛАКОВ