ПРИГОВОР
Послесловие к роману Александра АННИНА «КОЛЬТ системы МАКАРОВА»
В романе Александра Аннина «Кольт системы Макарова» два среза времени: Москва в преддверии летних Олимпийских игр 1980 года и дни сегодняшние. Профессор-биолог — не классический «доктор Зло», а простой карьерист от науки, - разработал «гормон победы»: безвредный допинг для олимпийцев. После серии спортивных побед для углубления исследований профессора Мартемьянова создается засекреченный научно-исследовательский институт… Автор однозначно дает понять: советские спортсмены побеждали не с помощью допинга, а благодаря своей целеустремленности и силе воли, постоянно тренируясь по программам, разработанным спортивными специалистами. Зарубежные коллеги Мартемьянова называли его шарлатаном, но это списывалось на идеологическую войну. До поры до времени жил профессор весьма неплохо, качая государственные деньги на «Бессонницу», - новый проект, якобы позволявший солдатам не спать неделю и не испытывать усталости. Но… однажды его НИИ прикрыли, а Мартемьянов, вроде бы, покончил с собой… Длинная предыстория сама напоминает детективную повесть.
В своих романах Александр Аннин обычно разрабатывает несколько детективных интриг. В «Кольте…» подполковник Зуров по кличке «Зубр» расследует серию преступлений, связанных друг с другом. Убийства девушек по вызову в 91-м – явно «маньячное» дело. Загадочная смерть успешного издателя, пытавшегося уличить в неверности жену. Список жертв продолжается: отставной следователь прокуратуры по особо важным делам, заканчивающий свои разоблачительные мемуары. Высокопоставленный генерал… Все преступления сплетаются в единый клубок, нить которого ведет в 90-е.
Автор подробно описывает судьбы героев, создавая цельный портрет поколений, переживших застойные восьмидесятые и лихие девяностые годы. Это не типично для детективного романа, но у Аннина социальные штрихи органично вплетены в интригу, и получается, что в присказке «Не мы такие – жизнь такая» – есть здравое зерно. Советское ретро становится актуальным – настало время, когда можно оглянуться и здраво оценить, что же хорошего вместе с плохим утратили мы, потеряв страну СССР.
Ироничный стиль автора дает представление о его отношении к многочисленным героям: издателю-барыге, сумасшедшему психиатру, антиквару, торгующему краденым, – персонажам смутного времени, которые демонстрируют удивительную живучесть. Беспринципная жена профессора, детоубийца и черная пьяница, наблюдает в дачном окне, как якобы покойный муж роет могилу на участке – для нее… «На дне могилы, защищенной от дождей и листопада, уже несколько дней лежал заботливо положенный Верой Ильиничной надувной матрас, к которому спускалась алюминиевая садовая лесенка… Мартемьянова медленно спустилась по лестнице, устроилась поудобнее и запрокинула бутылку, делая большие, жадные глотки…» Хоррор переплетается с гротеском, всепроникающий авторский сарказм мешает читателю погрузиться в мрачное болото дешевых детективных страшилок.
Эпизоды криминальной жизни не уступают лучшим зарубежным образцам: когда к Зурову заявляется за взяткой посланник бандитов, оперативник принуждает его съесть все купюры до одной. С тех пор бандит переменился, «на деньги даже смотреть не может – сразу тошнить начинает».
Преступники, богатые, но, в сущности, мелкие люди, становятся жертвами других бандитов, как последовательно падающие костяшки домино. Действия подполковника Зурова основаны на законе и моральных принципах. «Мы, избирая для себя путь служения закону, добровольно выбираем бедность», – говорит он, обращаясь к младшему коллеге. Эти слова встают в один ряд с цитатами из вайнеровской «Эры милосердия». Сложная детективная структура романа не скрывает самого главного. «Получается так, что если я принял решение человека убить, то больше уже от меня ничего не зависит. Я вынес свой приговор. Включил механизм. Значит, я – убийца. Кто палач – не важно. Важно – кто вынес приговор, тот и будет отвечать… Все по справедливости». Таинственные законы мироздания, словно рисунок на морозном стекле, проступающие сквозь повествование Александра Аннина, звучат неожиданным для детективного романа мощным уроком.
Сергей ШУЛАКОВ
Сейчас на сайте 595 гостей и нет пользователей