ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКАХ.Послесловие к роману Людмилы МАЛЁВАНОЙ «Рыбка, плывущая по воздуху»

 
Новый роман Людмилы Малёваной «Рыбка, плывущая по воздуху» - очень питерский по своей атмосфере. Сумрак, традиционные дворы-колодцы, углы с пауками – это внешний антураж. Одинокая старуха Сергеевна и ее соседка, почти что сестра, немка Амалия, живущий затворником молодой художник,  какая-то бытовая безысходность убийств, упрямо заталкивают в голову ассоциации с «Преступлением и наказанием». В одном из дворов-колодцев погибает девушка. Она оказывается одной из натурщиц Сергея, художника, который продает на улице  пейзажи для туристов. Здесь снова узнается Питер,  расставленные прямо у стен домов акварельки с Ростральными колоннами, Исаакиевским собором и разводными мостами. Но художник Сергей втайне создает свою главную картину, рыбку-русалку с девичьим лицом, своеобразный «портрет Дориана Грея». Только модели для этого портрета не остаются вечно молодыми, а напротив, погибают от руки убийцы. Влияние произведения искусства, даже в процессе его создания, на художника, модель, зрителя – несомненно. Писательница мастерски пользуется детективными приемами: все обстоятельства, кажется, ведут к тому, что убийца – неуравновешенный художник. Даже его мать, старая Сергеевна, думает, что это он. И слышится, слышится в ушах читателя шепоток Порфирия Петровича: «Да вы и убили, больше некому…» 
При очередном повороте сюжетного калейдоскопа оптика читателя меняется, и вот уже витражные стеклышки складываются по другому. Соседка и близкая подруга старой Сергеевны, одинокая немка Амалия предстает не сестрой процентщицы, блаженненькой Лизаветой, а настоящей мисс Марпл из романов Агаты Кристи. Покушались на ее убийство дважды. Убийца явно желает лишить жизни догадливую старушенцию, и хоть автор дает явную подсказку – Амалия прямо заявляет, что собирается сыграть роль наживки и выманить преступника,  во второе убийство мы верим безоговорочно. Образ Амалии непрост. Она вовсе не лицедейка – былая театральная критикесса, а ныне администратор в одном из театров – готовая талантливо сыграть собственное убийство. Именно в силу своей искренности, даже простодушия Амалия идет на все, чтобы разоблачить убийцу несчастных девушек.
Еще один мотив романа Людмилы Малёванной – провинциалки в большом городе. Сестры приезжают  к богатому отцу из маленького городишки. Фоном идет старый фильм о провинциалке, «победившей большой город». Но изнанка этого города опасна, и самая серьезная угроза таится не в роскошных ночных клубах, и даже не в мрачной мастерской художника. Она исходит от любителя искусства, ради  обладания шедевром готового не только уничтожить конкурентов, но и самих моделей — чтобы никакой художник не смог даже попробовать повторить чудесный портрет...  Отношения, которые связывают  модель Полину и Андрея,  убийцу хорошеньких натурщиц, это почти что любовь, но мрачная, таинственная и опасная…
Усилиями двух старух и молодого сыщика рыбка спаслась. Плывет в отражающемся в городских водах небе к новым  приключениям.
Сергей Шулаков

Реклама

Патриот Баннер 270

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ