ПРОПАВШЕЕ ЗАВЕЩАНИЕ
Послесловие к повести Михаила КАЗОВСКОГО «ТАЙНА КРЕПОСТНОГО ХУДОЖНИКА»
В современной литературе крайне редко встречается близкое, творчески родственное совпадение автора с героем. В повести Михаила Казовского «Тайна крепостного художника» оно очевидно.
Творческие пристрастия Михаила Казовского устремлены в российскую историю. В письмах, семейных хрониках, официальных документах России XIX века писатель открывает и выстраивает хроники жизни российских семейств. Повести Казовского неоднократно публиковались в журнале «Кентавр. Исторический бестселлер». Для писателя знатность и богатство его героев, принадлежность их к царствующим домам не являются определяющими признаками. Михаила Казовского интересует баланс сословных отношений, так называемые «социальные лифты», то буксовавшие, то взметывавшие резко вверх героев его биографических новелл. Достоверность в сочетании с романтическим стилем, передающим атмосферу эпохи, позволяет сравнить произведения Михаила Казовского с российскими беллетристами Леонидом Юзефовичем и Евгением Анташкевичем. Из западных – возможно, даже, с бережным любителем французской истории Андре Моруа. Их роднит проницательность, лирическая настройка авторской оптики, помогающая читателю в понимании мотивов действий героев в обстоятельствах эпохи.
Детективный сюжет повести «Тайна крепостного художника» раскрывается читателю постепенно, страница за страницей, словно он, читатель, листает архивную хронику. В сюжете есть и мнимое убийство, и настоящая стрельба, и семейная драма. Автор внимательно всматривается в персонажей, дающих образ невозвратно ушедшей, но все же родной страны.
Художник Григорий Васильев по прозвищу Сорока был воспитанником Венецианова. Его возмужание и творческое развитие пришлось на период отмены крепостного права в России. Искусствоведы отмечают, что Григорий Сорока былтонким лириком, умел выразить настроение в пейзажах, портретах интерьерной живописи, и даже в копиях икон. Михаил Казовский рассказывает о происхождении художника. Он формально освободился от крепостной з тонким лириком, умел выразить настроение в пейзажах, портретах интерьерной живописи, и даже в копиях икон. Михаил Казовский рассказывает о происхождении художника. Он формально освободился от крепостной зависимости от помещика П.Н. Милюкова только с отменой крепостного права в 1861 году. Сохранилась переписка между художником Венециановым и одним из представителей рода Милюковых. Сопоставляя ее с другими документами, можно сделать вывод: представители рода не слишком справедливо обошлись с талантливым молодым человеком. Реформа превратила его из незаконного родственника в лицо, обладающее правами на наследство. Но влиятельный родственник с нравом былого крепостника решил скрыть завещание.
Григорий Сорока пытался найти правду в мире официальных установлений. Он подал на высочайшее имя жалобу на бывшего хозяина, помещика и своего родича. Этот документ был обращен против художника. Его самоубийство, похоже, стало результатом жалобы: она вернулась к бывшему хозяину, и тот получил право подвергнуть художника телесному наказанию. Царское правительство не могло окончательно рассориться с поместным дворянством...
Крестьянский быт, «дворянские гнезда» необычайно лирично отразились в живописи Григория Сороки. И бережно отображены в повести Михаила Казовского о «социального лифте», трагически застрявшем на подъеме. И все же ... страна, в которой живут его герои, издалека нам кажется прекрасной.
Сергей ШУЛАКОВ
Сейчас на сайте 491 гость и нет пользователей