РАДИ ЗОЛОТА
Послесловие к роману Сергея БАКШЕЕВА «ИНОГО не ЖЕЛАЮ»
Роман Сергея БАКШЕЕВА «ИНОГО не ЖЕЛАЮ» поднимает на высокий уровень планку российского историко-мистического детектива.
На Западе этот жанр пользуется большой популярностью. И Артур Конан Дойл, и его друг Уилки Коллинз ставили острые для своего времени вопросы эмансипации женщин, взаимоотношения с колониями, отношения к церкви… Дэна Брауна, автора серии романов о тайнах Ватикана, упрекали в историческом и религиозном невежестве, но он лишь продолжал традицию поиска ответов на вопросы нашего времени в загадках прошлого.
Модного писателя Филиппа Гудена привлекли времена Средневековья; спрятавшись под масками тайного общества «Средневековые убийцы», он и его единомышленники написали несколько дэн-брауно-подобных романов-загадок. Под своим именем Филипп Гуден издал серию детективов, связанных с личностью Вильяма Шекспира и его произведениями.
Детектив Тьерри Можене «Венеция.net» решен в форме электронной переписки, перемежаемой историческими вставками от позднего Возрождения до наполеоновских войн. На его страницах действует непобедимый венецианский орден Льва, охраняющий гвозди Распятия. Место, где они спрятаны, зашифровано в картине итальянского живописца Джакопо Тинторетто Робусти «Святой Рох во славе». Современные тайные общества описывают Жан-Жак Гранже, автор знаменитой серии «Багровые реки», и Лоран Ботти ( роман «Однажды случится ужасное»).
Попытки российских авторов освоить жанр историческо-мистического детектива пока нельзя назвать достаточно успешными… Сергей БАКШЕЕВ пером мастера исправляет положение.
Девиз Ордена Золотого руна «Non aliud» в переводе с латинского означает «Иного не желаю». Автор предполагает, что эта реально существующая организация не только награждает орденами высокородных особ Европы, но и хранит многовековую тайну.
События, описанные в романе Бакшеева, происходят в 1980-е годы. «Люди предаются греху, называя это свободой, ищут земные радости… Засилье иноверцев, увлечение сектами, наркотиками, свободный секс, поп-музыка, вульгарное телевидение, развратные фильмы – все это подрывает устои Церкви», – жалуется римский прелат. По сюжету романа, Ватикан намерен исправить положение с помощью несметных сокровищ античной Греции, укрытых в стране Золотого руна. Ради золота, говорит кардинал, стоит отправиться в Москву с ее спецслужбами, и даже в мифическую Колхиду.
Сергей Бакшеев отталкивается от хорошо изученных им фактов. В паре абзацев писатель в пух и прах разбивает европейские мифы о русском пьянстве, о тирании. «За одну Варфоломеевскую ночь в Париже… убили тридцать тысяч человек! В шесть раз больше, чем за сорок лет правления Ивана Грозного. Однако нашего царя считают кровавым деспотом…». Если припомнить ещё и деяния королевы Марии I Тюдор (Марии Кровавой), буквально залившей мостовые Лондона кровью, чтобы вернуть в Англию католическую веру, станет ясно, где орудовали самые жестокие тираны.
Часть старинной рукописи, указывающей путь к сокровищам, после освобождения Австрии от гитлеровских войск оказалась в Москве. Другую сберегли Хранители ордена Золотого руна в Испании. Совершив убийство и завладев первой частью карты, посланцы Ватикана, словно новые аргонавты в поисках золотого руна, отправляются за сокровищами античной Греции в Абхазию. Автор недалек от истины. Современные историки утверждают, что мифические греческие аргонавты – всего лишь пираты, промышлявщие грабежом в Причерноморье, где издавна добывали золото.
Сергей Бакшеев, как всегда, щедр и безупречно точен в любопытных подробностях, насыщая ими захватывающую детективную интригу. Он рассказывает о древней математике, о шестидесятеричной системе исчисления, позволяющей создавать непобедимые шифры. О страшной тайне тисового кубка – в древесине старого тиса скапливается столько ядовитых для человека веществ, что выпивший из такого кубка будет отравлен… Романтическая линия романа связывает советского научного сотрудника Института истории Тихона и молодую испанку Марию, - так повторяется вечная история Ясона и колдуньи Медеи. Но Тихон находит свою любовь на родине. Блеск древних сокровищ не меркнет. В этом читатель романа «Иного не желаю» убеждается сам, пройдя с героями через множество опасностей и распутав немало загадок.
Исторические детективы таинственны вдвойне – тайна темных убийств скрыта под покровом всегда загадочных исторических событий. Интересен и сам факт появления в мировой литературе множества романов, подобных «Иного не желаю». Социологи прогнозируют наступление периода Нового Средневековья, когда религиозные представления, история развития национальных групп станут играть все возрастающую роль в реальной, а не в вымышленной жизни.
Сергей ШУЛАКОВ
Адаптировано для публикации на сайте
Сейчас на сайте 357 гостей и нет пользователей