• Издания компании ПОДВИГ

    НАШИ ИЗДАНИЯ

     

    1. Журнал "Подвиг" - героика и приключения

    2. Серия "Детективы СМ" - отечественный и зарубежный детектив

    3. "Кентавр" - исторический бестселлер.

        
  • Кентавр

    КЕНТАВР

    иcторический бестселлер

     

    Исторический бестселлер.» 6 выпусков в год

    (по два автора в выпуске). Новинки исторической

    беллетристики (отечественной и зарубежной),

    а также публикации популярных исторических

    романистов русской эмиграции (впервые в России)..

  • Серия Детективы СМ

    СЕРИЯ "Детективы СМ"

     

    Лучшие образцы отечественного

    и зарубежного детектива, новинки

    знаменитых авторов и блестящие

    дебюты. Все виды детектива -

    иронический, «ментовской»,

    мистический, шпионский,

    экзотический и другие.

    Закрученная интрига и непредсказуемый финал.

     

ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

 

 

 

 

 

 

 

НОВОЕ В НАС
Послесловие к роману Александра ТРАПЕЗНИКОВА «ФОРС-МАЖОР»

В рождественский вечер 1991 года иностранные туристы на Красной площади и граждане, смотревшие телевизор, вряд ли могли осознать масштаб событий, разворачивающихся на их глазах. Над штыками, примкнутыми к карабинам солдат почетного караула, в сумеречном небе по флагштоку Кремлевского дворца пополз вниз подсвеченный прожекторами красный флаг. В прямом эфире передали обращение первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. Советского Союза не стало.
Это произошло 25 лет назад. Четверть века – срок серьезный, и все же для многих развал Союза продолжает оставаться чувствительным событием. Автор романа «ФОРС-МАЖОР» Александр ТРАПЕЗНИКОВ, анализируя девяностые, убедительно доказывает: история непрерывна, и каждое, тем более столь масштабное, событие имеет далеко идущие последствия и результаты, просчитать которые практически невозможно.
Компания главного героя романа Игоря Кононова – своего рода социальный срез людей, оставшихся не у дел после развала страны: спортсмен уровня призеров чемпионатов Союза, врач «скорой помощи», бывший офицер КГБ, инженер-электрик, человек с актерским дарованием, талантливый компьютерщик… Среди эпизодических героев – «авторитеты» и уроженцы Кавказа, сотрудники спецслужб, журналист. Племянница главного героя – это как бы собирательный образ молодежи 1990-х, в котором читаются свойственные возрасту противоречия, а времени – искушения. Сам Игорь поступал в вуз, но вынужден  работать таксистом. События романа разворачиваются в 1998-м, но автор рассматривает их через призму рокового для страны 1991 года.
Александр Трапезников далек от того, чтобы трактовать потерю страны в примитивном ключе происков геополитических противников. Игорь понимает: «Страна-победитель – Советский Союз – проиграна по-глупому. Но дело даже не в умелых дрессировщиках, а в самом медведе, позволившем заставить себя ездить на трехколесном велосипеде на потеху бюргерам…»
Писатель избегает однозначных оценок. В злосчастные 90-е годы в правоохранительных органах нашлись люди, которые смогли уберечь их от развала. «И ФСБ нынешнее, и МВД – далеко не однородны. Есть там честные, нормальные люди, которых никакими посулами или взятками не достать. Для них работа – главное». И службу таких людей в те годы можно назвать героической. Народ нуждался в справедливости, и по Москве ходили подогреваемые желтой прессой слухи о «белом эскадроне» - неуловимых  профессионалах из спецслужб, карающих обнаглевших преступников…
Герой жертвует немалые деньги на храм. Он размышляет  о русском разбойнике «с элементами имперского мышления и … христианским противостоянием вселенскому злу». Автор отсылает читателя к религиозно-философскому образу раскаявшегося разбойника, символу второго рождения человека. Наказание преступников в финале романа даёт герою право выйти за границы прошлого, освободиться от зла, живущего в его сознании и душе.  В настоящем и будущем он окажется уже другим человеком.
Есть три пути обретения новой жизни — размышление, долг и любовь. Любовь меняет отношение человека к окружающим, он по-другому взаимодействует с людьми. Самый наглядный пример  – раскаявшийся разбойник. Очевиден и путь долга: следование ему, даже вопреки обстоятельствам, воспринимается теми, кто способен это оценить, с уважением. Путь мысли – самый не очевидный, хотя именно он приводит человека на дорогу нравственности и долга. Герой «Форс-мажора» проходит все пути обретения новой личности. Игоря «кидали», угрожали и пытались убить. Он занималтся операциями на грани, а часто за гранью закона. Автор цитирует страницы его дневника, используя привлекательный  композиционный прием «текста в тексте». «Новый Робин Гуд» пишет о желании переродиться, расстаться с прошлой жизнью. В финальной точке сходятся все нити повествования – линии героев, Игоря Кононова, объективные обстоятельства истории страны.
В романе «Форс-мажор» Трапезников описывает свое видение исторических причин того, что происходит в нашей стране. И не только причин: темп политических, научных и технических, нравственных изменений  стремительно ускоряется. Человек, по Трапезникову, не должен прятаться от изменений, не замечать их – просто глупо. Соответствие меняющемся внешним  обстоятельствам лежит в области внутренних перемен. И тогда ничто не сможет поработить человека, даже если разрушится, казалось бы, его незыблемый мир.

Сергей ШУЛАКОВ
Адаптировано для публикации на сайте

 

 

Статьи

Новое на сайте

Посетители

Сейчас на сайте 294 гостя и нет пользователей

Реклама

Патриот Баннер 270

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ