ПРОТИВОРЕЧИЯ ТВОРЧЕСТВА
Послесловие к роману Александра АМФИТЕАТРОВА «ОТРАВЛЕННАЯ СОВЕСТЬ»
Александр Валентинович Амфитеатров – один из самых плодовитых русских писателей. Он создавал романы и драмы, повести и фельетоны, критические статьи, работал под псевдонимами Амфи, Spiritusfamiliaris, OldGentlman, Аббадона и другими. Писатель родился в 1862 году под Калугой в семье священнослужителя, протоиерея В.Н. Амфитеатрова, известного проповедника и автора трудов по ветхозаветной истории. Протоирей Валентин Амфитеатров был настоятелем Собора Михаила Архангела в Кремле, в Москве почитается как святой, есть свидетельства о чудесах, происходивших на его могиле. В 1861 году Александр Валентинович окончил гимназию в Москве с золотой медалью, затем юридический факультет Московского университета. Еще студентом Амфитеатров начал сотрудничать в юмористических журналах «Будильник», «Осколки», где познакомился с А.П. Чеховым, которому впоследствии посвятил мемуарный очерк и рассказ «Сыщик».
Первоначально он был писателем довольно правых взглядов. Но в результате «мучительного нравственного перелома» и разочарования в «охранительстве и национализме» Амфитеатров начинает издавать при финансовой поддержке С.И. Мамонтова газету «Россия» радикального, едва ли не революционного направления. 14 января 1902 года за фельетон «Господа Обмановы», памфлет на царствующий дом Романовых , газета была закрыта, а Амфитеатров выслан в Минусинск. По свежим впечатлениям он создает цикл очерков «Сибирские этюды», которые критика, отмечая бойкость авторского пера и значительность обрисованных характеров, сравнивала с «Сибирскими очерками» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Лишь в 1903 году Александру Амфитеатрову было разрешено поселиться под Петербургом. Но за публикацию в газете «Русь» в 1904 году статьи в защиту студентов Горного института, обвиненных в прояпонских настроениях, Амфитеатрова высылают в Вологду. В 1904 году он получает разрешение на выезд за границу.
В 1906-1916 годах живет в Италии, где его дом становится одним из центров революционной эмиграции. В эти годы Амфитеатров – постоянный корреспондент А.М. Горького, вместе с ним руководит выходившим в России журналом «Современник».
Объектом внимания Амфитеатрова становятся социальные вопросы. Проблема женского равноправия – «публицистический роман» «Виктория Павловна»; межсословные браки - сборник рассказов «Бабы и дамы»; социально-психологическая проблема проституции - документально-публицистическая книга «Марья Лусьева». Психологические мотивы преступления анализируются в романе «ОТРАВЛЕННАЯ СОВЕСТЬ» и в ряде рассказов.
«Человеческий документ», «частный случай» – вот необходимая основа беллетристического произведения, говорил Амфитеатров, называя себя «писателем без выдумки». В предисловии к сборнику «Случайные рассказы» (СПб., 1890) он писал: «Я назвал их (рассказы) случайными ввиду того, что фабулы большинства их основаны на действительно житейских случаях, с какими мне приходилось встречаться или о каких приходилось слышать в своих скитаниях по белому свету». Амфитеатрова -писателя, «охотника до странных характеров, исключительных положений и настроений», привлекает человек в «странных», порой патологических, проявлениях. В сборнике «Психопаты. Правда и вымысел» (1893), «Грезы и тени» (1896) сделаны попытки «научно» объяснить медиумические явления, гипноз, детально описать галлюцинаторные состояния. «Мало творчества, зато много дилетантской медицины»,— замечал В.Львов-Рогачевский, упрекая писателя в увлечении натуралистическими описаниями в ущерб художественности.
Известность Амфитеатрову принесли многотомные романы – семейные хроники. В это, по словам критика А.А. Измайлова, «огромное литературное предприятие» под названием «Концы и начала. Хроника 1880-1910 годов» вошли романы «Восьмидесятники» (1907), «Девятидесятники» (1910-11), «Закат старого века» (1910), «Дрогнувшая ночь» (1914). Эти романы должны были составить, по замыслу Амфитеатрова, «картину русской интеллигентско-дворянской эволюции и демократизации с николаевских времен по наше время».
Склонность Амфитеатрова к созданию масштабных романных повествований не помешала ему заявить о себе как об умелом мастере «малого» жанра – рассказа, анекдота, сказки. В предисловии к сборнику «Красивые сказки» (СПб., 1908) Амфитеатров писал: «Я не был бы «восьмидесятником», если бы не посвятил несколько лет своей молодости изучению фольклора и сравнительной мифологии... Интересовали меня преимущественно те народные верования и предания, в которых звучали пантеистические и гуманистические ноты».
В 1911-1916 годах вышло 37-томное собрание сочинений А.В. Амфитеатрова.
Только в 1916 году Амфитеатров вернулся в Россию. Возглавлял публицистический отдел газеты «Русская воля», редактировал сатирический журнал «Бич». В феврале 1917 года за публикацию «Этюдов», критикующих министра внутренних дел А.Д. Протопопова, был выслан в Иркутск. Февральская революция дала возможность писателю возвратиться в столицу. Октябрьскую революцию Амфитеатров не принял и антибольшевистскую позицию сохранил до конца жизни. В 1919-1921 годах трижды сиживал в подвалах ЧК. А в 1921 году бежал вместе с семьей за границу на лодке через Финский залив. Умер в 1938 году в эмиграции в Италии.
Русский детектив, или, как принято было классифицировать такие произведения в XIX веке, «уголовный роман» ( калька с французского «полицейского романа») – не вполне оправдывал свое название. Таких писателей, как Александр Амфитеатров, интересовала не работа изощренного ума следователя, а проблема воздаяния за преступление. Криминальные сюжеты оказали большое влияние на русскую классическую литературу, на произведения таких авторов, как Достоевский и Сухово-Кобылин.
Может показаться, что Александр Амфитеатров пошел против главного детективного закона, предполагающего непременное воздаяние по заслугам и грехам. Как знать? – возможно, писатель считал, что для его героини окончание нравственных мучений — это и есть хэппи-энд...
Сергей ШУЛАКОВ
Сейчас на сайте 583 гостя и нет пользователей