ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

 

Евгения ЛЕМЕШЕВА

 

 

 

 

ДУХ

Отрывок из рассказа

Вечером на веранде загородного дома пятеро молодых людей проводили спиритический сеанс. Трое юношей и две девушки вызывали духов. Им было весело. Но не всем. Только гостям, они приехали парами. Хозяин Олег был мрачен и молчалив. Ему давно нравилась одна из девушек, синеокая красавица, и он ревниво поглядывал на её спутника, румяного крепыша. Другая пара приехала случайно, за компанию с первой. В планы хозяина они не входили. Но что ж поделать! Не выгонять же?
Девушка, которая ему нравилась, отзывалась на имя «Мэри», хотя была Машей, её нынешнего избранника звали Игорь. Пара из второго ряда этого дачного состава именовалась Дмитрием и Татьяной. К вечеру запас юмора у всех гостей иссяк, запасы «пороха» отсырели, метафоры, «фигуры речи» и балагурство закончились.
Тут-то Олег и предложил им новую игру для поднятия настроения и развлечения. Он знал, что их пыл к вечеру пойдет на убыль, заранее предусмотрел и это, всё тщательно продумав. Арбенин! Одно слово.
– А давайте духов вызывать? – вроде бы небрежно предложил хозяин.
– Это прикольно! – согласилась Мэри.
Остальные её поддержали.
Олег произнес глухим голосом:
– Перейдем на веранду. Там круглый стол. Зажжем свечи. И будем ждать.
– А я слышала, что для этого нужен еще медиум, – произнесла Мэри.
– Вот ты им и станешь! – и вытянутый палец Олега сурово указал на неё.
– А что мне нужно делать?
– Ничего. Закрыть глаза и думать.
– А о чем думать-то?
– Да ни о чем! – разозлился Олег. – О своей болонке думай.
– Хорошо. Буду про себя стихи Лермонтова читать.
Они перешли из гостиной, где пили чай, на веранду.
– А сегодня ведь полнолуние, – поежилась Татьяна. – Ох, неспроста всё это. Как бы чего не вышло.
– Непременно должно выйти, – пообещал Олег.
– А я так даже знаю, что и кто выйдет, – добавил Игорь. – Духи, один за другим. Вон, из той маленькой двери, в углу. Кстати, куда она ведет?
Олег вновь примерил на себя малообещающий взгляд Арбенина.
– Сам не знаю. Мы её никогда не открывали. За ней скрывается какая-то страшная тайна. Прежний владелец предупреждал. Однажды кто-то из его приятелей открыл её, вошел, спустился по лестнице вниз и… пропал. С тех пор так и не объявлялся.
Татьяна вздрогнула и приложила ладонь ко рту, чтобы не вскрикнуть.
– Зачем же твой отец её купил? – спросила Мэри. – Я бы на пушечный выстрел не подошла.
– То ты, а мы все в семье отчаянные и бесстрашные.
Теперь его гости стали серьезными, а Олег, напротив, развеселился. Маленькая дверь вела просто в кладовку, где хранилась картошка и прочие овощи. Но придуманная им на ходу легенда пришлась кстати. Она создавала соответствующую атмосферу.
– Итак, приступим. Рассаживайтесь вокруг стола.
Он начал зажигать свечи в бронзовых подсвечниках и ставить их перед своими друзьями детства, а теперь еще сокурсниками и начинающими литераторами. Потом сел сам. Тишина за столом длилась минут пять. Дмитрий зевнул. Игорь усмехнулся. Татьяна накинула на себя плед и укуталась.
– Мэри, ты хоть, правда, думаешь или так сидишь? – снова разозлился Олег.
– Да думаю я, думаю! «Демона» вот на память читаю!
– А-а… Это правильно. Сейчас как раз должно произойти что-то демоническое.
– Неправильно мы в эту игру играем, – сказал Игорь. – Сначала нужно задать задачу. Кого конкретно хотим вызвать из небытия. Потом положить чайное блюдечко с ложечкой на стол. Медиум должен выйти из-за стола и встать где-то в сторонке. А мы все вместе с Мэри тоже начнем думать об этом духе. Тогда стол станет вращаться. А потом оно и появится.
– Ты, что, уже занимался спиритизмом? – ворчливо и подозрительно спросил Олег.
– Читал про это.
– Вращаться будет не стол, а блюдце, - сказал Олег. А ложечка позвякивать. Я тоже декадентов читал.
Он встал и отправился в столовую. Потом вернулся с недостающими ингредиентами.
– Начнем, – могильным голосом произнес он. – Мэри, «Демона» читай. Про себя. И с выражением.
– Кого будем вызывать? – деловито спросил Дмитрий, словно перед ним стоял выбор: разносчика пиццы или сантехника?
– А как раз Лермонтова? – предложила Татьяна.
Они переглянулись, подумали.
– А что? – рассудительно произнес Игорь. – Медиумом у нас княжна Мэри. Олег сегодня весь день что-то сильно на Арбенина смахивает. Ну а я тогда Грушницким буду, согласен.
– А мы кто? – поинтересовался Дмитрий.
– Просто зрители. Ну, если хочешь, будь доктором Вернером, а Тане остается только нежная и трогательная Вера, ради которой Печорин своего скакуна загнал. Когда вслед за ней в Пятигорск из Кисловодска мчался. А Олежек пусть так Арбениным и остается. Он сегодня кого-то отравить собрался. Нины здесь нет, тогда, скорее всего, тебя, Мэри.
Юморок был тот еще, черный, но все только посмеялись. Они еще со школьной скамьи знали об этой причуде Олега – примерять на себя чей-то образ. Уже давно смирились, только забавлялись. Лишь гадали: кем он после очередного урока литературы станет? Может, Болконским? Или Раскольниковым?
– Диспозиция с декорациями устраивает? – спросил Игорь, положив руку на плечико Мэри. Как бы подчеркивая, специально для Олега, что это – моё.
Но Мэри капризно дернулась и сбросила его руку. Она еще не разобралась в своих чувствах, не хотела торопить события: что тут «моё», а что «ничьё»? Этот жест не прошел мимо внимания Олега.
– Ладно, можно и Михаила Юрьевича, – кивнул он. Ему было всё равно кого «вызывать». В привидений он, как и все его друзья, не верил. Ну, разве что, Татьяна. Но она-то сейчас и возразила:
– Не надо Лермонтова. Нельзя трогать гениального классика. Давайте лучше Мартынова. А заодно спросим: за что он его убил? Ведь не только же из-за насмешек, из-за «горца с большим кинжалом»?
– Я знаю, почему, – ответил Игорь. – Лермонтов ухаживал за его двоюродной сестрой, Варенькой Лопухиной, и подошел к ней слишком близко. Ну, вы понимаете, что я имею в виду. А жениться даже не собирался. Вот такой он был сердцеед и волокита. Но за стихи простим.
– Всё равно с Мартынова спросим! – упрямо сказала Татьяна. – Пусть отчет даст. За что и почему?
– Тебе бы за таким столом в советское время на партсобраниях выступать, – снова проворчал Олег. Всё шло не совсем по его замыслу. Стало как-то слишком весело. Ничего, сейчас нагоним мрак.
– Так что? О ком мне сейчас думать? – спросила Мэри.
– Думай на Мартынова, – окончательно решил Арбенин. – И ты, Грушницкий. И ты, Вернер, с Верой, тоже думайте. Да так, чтобы скулы сводило.
Наступила тишина. Лишь легкий ветерок тревожил пламя свечей, а полная луна с любопытством посматривала сверху вниз. Игорь щелкнул пальцами. Татьяна от напряжения стала засыпать.
Мэри посматривала на Олега, вспоминая, как они танцевали в прошлом месяце на балу по поводу окончания первого курса и поссорились из-за пустяка. И она стала танцевать с Игорем. Хотела, чтобы он заревновал, вот и добилась.
А Олег тоже думал о том, как глупо себя вел, что ушел с бала, не попрощавшись, с презрительной улыбкой на устах. Как Чацкий. Потом они не виделись. Но вчера позвонил Игорь и спросил:
– Мы с Мэри хотим приехать к тебе на пару дней, позагорать, можно? Шашлык берем с собой.
– Да ради бога! – откликнулся он. – Хоть на неделю! Родители все равно в Крыму.
– Вот и договорились.
– А с чего это вы вдруг надумали?
– Да так просто. Мэри взбрело в голову.
На том разговор закончился. А Олег давно жаждал встречи с Мэри, чтобы отомстить ей «за коварство и любовь». Ну, и Игорю, до кучи. И отомстить так, чтобы было мучительно больно за свою измену. Не физически, а духовно. Чтобы жег стыд, и лились из глаз горькие слезы. Всю ночь он обдумывал один сценарий за другим, пока не остановился на спиритическом варианте.
Тут молчание нарушил голос Дмитрия:
– Спать хочется, сил нет. Может, я пойду, прилягу? Там думать буду. Мои мысли и из комнаты до Мартынова дотянутся.
– Нет уж, сиди! – приказал Арбенин. – А то это будет некорректный эксперимент. Тогда явится только какой-то урезанный Мартынов, половинка.
– А зачем тебе целиком? Чай, не коляска краковской колбасы, не круг козьего сыра. Сойдет и так.
– Не сойдет. Сходят на станции «Сходня». А у нас сидят и помалкивают.
Опять все стали молчать и думать. Тут ложечка в блюдце, наконец, слегка звякнула. Как-то тихо и жалобно. Удивились все, особенно сам Олег.
– Ну, началось! – облегченно произнес Игорь.
– Да это сквозняк дунул, – объяснил Дмитрий. – Дверь в комнату открыта, окна тоже, оттуда и несет.
Ложечка звякнула во второй раз, уже сильнее, словно опровергая его слова.
– Мама!.. – тихо пискнула Татьяна.
– Ты глаза закрой, как Мэри, – посоветовал Олег. – Будет не так страшно.
– Тогда я пропущу самое интересное.
– Ну, за Димку держись, обеими руками.
Ложечка подала признаки жизни в третий раз, просто зазвенела. От радости, что ли? Будто кто-то невидимый стучал ею по блюдцу, требуя к себе внимания. Это был медицинский факт, тут не поспоришь. Потому что все так и сидели за столом, а руки держали на коленях.
– Мартынов! Ты здесь, что ли? – спросил Игорь.
Дух не ответил. Более всего был поражен этим явлением сам Олег. Он ведь хотел просто попугать их, поскольку уже месяц ходил на платные курсы чревовещателей. И у него уже стало получаться. Надо только говорить с полузакрытыми губами горлом, а звуки должны исходить как бы из живота. Коуч на курсах даже ставил его в пример другим. Вот Олег и хотел нагнать на своих друзей страха, а потом насладиться их ничтожной беспомощностью. А то, что под раздачу попали бы и Таня с Димой, так сами виноваты. Никто их на дачу не звал.
А Мэри словно очнулась. Распахнула свои синие очи и не сводила взгляд с блюдца. Но и на Олега посматривала украдкой. Дмитрий с Татьяной обнялись, как бы прощаясь перед взлетом самолета. А Игорь стал суров и мрачен, словно нацепил на себя маску Арбенина, которую на этом карнавале потерял Олег.
Ложечка перестала звенеть, но зато стало вращаться блюдце. Сначала медленно, как бы неохотно, а потом все быстрее. Просто закрутилось, как маленькое колесо. Ложка чуть на стол не выпала.
– Я больше так не могу, – промолвила Татьяна. – Сделайте что-нибудь, чтобы оно остановилось!
– Тряпку, что ли, на него набросить? – предложил Дмитрий.
– Руками трогать нельзя, – предупредил Игорь. – Кожу сожжете до костей. В нем незримое адское пламя. Я знаю.
– Откуда ты всё про это знаешь? – спросила Мэри. – Черной магией по ночам, что ли, занимаешься?
– А хоть бы и так!
– Спасибо, что предупредил. На ночь с тобой никогда не останусь! Даже не зови.
– Да и не надо! Была охота! Только время с тобой теряю.
– Да иди ты лесом!
– Да и пойду! Как только утра дождусь.
– А ночью трусишь, герой?
Игорь не нашелся, что ответить. Они отвернулись друг от друга. Олег уловил смысл их перепалки и сделал вывод. Значит, Мэри с Игорем вместе еще не ночевали. Это хорошо. Он стал оттаивать. И чего, в самом деле, ревновал? Обиделся и ушел из-за какой-то пустяшной ссоры. Катарина с Петруччо вон как ругались, а любить любили, не могли врознь прожить. Да и Элизабет Тейлор с Ричардом Бартоном хрусталь били, люстры, мебель калечили. А женились повторно три раза. Любовь ведь и такая бывает. Не только как у Ромео и Джульетты.
Тут он произнес чревовещательным голосом:
– А ну прекратите! Чего звали?
На этих словах блюдце перестало вертеться, а ложечка звенеть. Игорь побелел. Татьяна застыла как соляной столб. Дмитрий наморщил лоб, пытаясь найти разумное объяснение. А Мэри, напротив, развеселилась.
– Дух, ты кто? – бесстрашно спросила она.
– Мартынов я, Мартынов, – почти не разжимая губ, отозвался Олег. – Чего надо? Если опять про Лермонтова, то увольте. Надоело. Всё время одно и то же. А про меня знать никому не интересно. Обидно.
– Нет, тоже интересно, еще как! – утешила его Мэри. – Но пока скажи: кого мне выбрать спутником жизни? Грушницкого или Арбенина?
– Глупый вопрос, – ответил «Мартынов». – Разве самой не ясно? Тот румяный крепыш просто пустышка с гонором. А этот – герой! Человечище! Ладно, некогда мне. Меня Демон ждет, не договорили. Надо будет, звоните ложкой по тарелке, приду.
На веранде зависла молчаливая пауза. Однокурсники приходили в себя.
– Чего это Мартынов на современном сленге разговаривал? – спросил, наконец, Дмитрий. Сам же и ответил: – А впрочем, язык, он ведь без границ, всюду проникнет. На тот свет тоже.
– Правильное объяснение, – согласился с ним нормальным голосом Олег. И посмотрел уже совсем иными глазами на Мэри. Она в ответ также, влюбленно. И оба заулыбались.

Рассказ Евгении ЛЕМЕШЕВОЙ «ДУХ»
опубликован в журнале "Детективы "СМ" №04 (НОЯБРЬ)
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ на журнал "Детективы "СМ" можно
НА САЙТЕ (АКТИВНАЯ ССЫЛКА) или в отделении связи «ПОЧТЫ РОССИИ».

Статьи

Новое на сайте

Обратная связь

Ваш Email:
Тема:
Текст:
Как называется наше издательство ?

Посетители

Сейчас на сайте 141 гость и нет пользователей

Реклама

Патриот Баннер 270

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ