Александр ПОЛЯНСКИЙ
«ПРОЕКТ «А»
Отрывок из романа
ПРЕДЛОЖЕН АВТОРОМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ
Более суток назад заместитель директора ФБР Питер Грин дал указание киберотделу выяснить IP-адрес, с которого поступил звонок от загадочного мистера Ламберта. IT- специалисты до сих пор хранили молчание.
Грин нажал на кнопку селектора:
– Уильямс, вызовите Хикса.
Вскоре перед Грином предстал заместитель начальника киберотдела ФБР, мешковатый субъект лет пятидесяти с рассеянной улыбкой на одутловатой физиономии.
– Вызывали, сэр? – Хикс, настороженно глядя на заместителя директора ФБР, стоял на пороге.
– Объясните, Хикс, чем занимается ваш отдел? Разгадыванием кроссвордов? На простой вопрос не можете ответить.
– Сэр, мы с ног сбились, вычисляя IP-адрес. Подключили всех лучших специалистов…
– Всех лучших специалистов подключать не надо, – перебил Грин, – надо подключить одного толкового. Или у вас таковых не имеется? – Заместитель директора ФБР с угрозой посмотрел на Хикса. – В вашем ведомстве числится тьма людей. Простым смертным можно только мечтать о бюджете, на котором сидит ваш отдел.
– Сэр, полчаса назад мы выяснили, что звонок мог поступить с одного из филиалов «XJ-Group Corporation», скорее всего, из Азии. Это – крупнейшая IT-корпорация…
– Я прекрасно знаю, что из себя представляет «XJ-Group», – снова перебил Хикса Грин. – Вижу, теперь вы предлагаете мне «непыльную» работёнку по дальнейшему вычислению персоны, совершившей звонок? Вы издеваетесь, Хикс. Если до конца рабочего дня не разберётесь, буду ставить вопрос о соответствии занимаемым должностям всего руководящего состава вашего подразделения! Идите!
Как только за Хиксом закрылась дверь, Грин выругался и принялся мерить кабинет шагами.
«Очень странно, что этот тип не звонит… Степень его осведомленности поражает. Такое ощущение, что на него работает с десяток матёрых агентов. А может это кто-то из АНБ или ЦРУ? Это – их уровень. – Грин нахмурился. – Да, задачка… Хотя ребятам из АНБ и ЦРУ до меня нет никакого дела. Это – не их работа. Тогда кто? – Питер продолжал расхаживать по кабинету. – Чего ломать голову, не сегодня-завтра Хикс раздобудет номер Ламберта, мы потянем за верёвочку и доберемся до главных действующих лиц».
Грин сел за стол и вернулся к сводке. Всё было как обычно: ипотечное мошенничество в особо крупном размере, русские хакеры, кубинская шпионка… Часы показывали двадцать часов сорок минут.
«Эти недоумки так ничего нового не сообщили. «XJ-Group Corporation». Придется плотненько заняться этим заведением… Ведь умудряется АНБ за сутки отслеживать до полутора миллиарда звонков. Придется стрелять по площадям».
Вспомнив об обещании вечером почитать внучке книжку Джейкоба Эббота, Грин положил материалы сводки в сейф, опечатал его и собрался выйти из кабинета, как смартфон завибрировал, издав тихий шипящий звук. Номер абонента не определялся. Грин нажал на кнопку соединения. Послышался долгожданный голос:
– Это мистер Ламберт.
Грин нарушил обещание, данное Мэри – домой он вернулся на два часа позже обещанного. Мысль о том, что кто-то его мистифицирует, выдавая себя за искусственный интеллект, никак не отпускала. Только к следующему утру, когда заместитель директора ФБР был снова на своём рабочем месте, то, о чём просила непостижимая сущность, стало выстраиваться в мозгу контрразведчика в упорядоченные логические цепочки.
«Я буду служить вам, сэр, вы станете самым могущественным человеком на планете Земля, – рефреном звучали слова ИИ в ушах Грина. – В самое ближайшее время я смогу сформулировать, какие препараты надо принимать, чтобы существенно затормозить, а впоследствии заморозить механизмы старения. Став держателем этой методики вы станете баснословно богаты».
«Пожалуй, этот дьявол дал бы фору змею искусителю. Убедительная четкость логических построений, нетривиальная лексика, темперамент… Тысяча чертей, кто бы мог подумать, что у искусственного интеллекта может присутствовать это качество!?... Такое ощущение, будто он проштудировал все наши наставления о методах вербовки… То, о чём он просит, осуществить не так-то просто».
В поисковой строке ноутбука Питер набрал: «XJ-Group Corporation».
«Одна из крупнейших мировых компаний по поставке программного обеспечения и IT-сервисов. В подразделениях компании в Северной и Южной Америке, Европе, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе работает свыше 40 000 специалистов. Рыночная капитализация составляет 92 миллиарда долларов».
Грин набрал текст: «Andrei Aleksandr Rozanov».
«21.10. 1994. Специалист в области информационных технологий, доктор технических наук. В 2016 году закончил инженерный факультет Стэнфордского университета. С 2026 по 2032 год преподаватель инженерного факультета Стэнфордского университета. Один из ведущих специалистов «XJ-Group Corporation». Удостоен премии Тьюринга за 2031 год».
Последние два слова, набранные Питером Грином в поисковой строке, были «Lars Lindberg».
«06.01.1996. Специалист в области информационных технологий, доктор технических наук. В 2016 году закончил инженерный факультет Стэнфордского университета. Преподаватель факультета естественных наук и математики в Швейцарской высшей технической школе. Один из ведущих специалистов «XJ-Group Corporation». Награждён премией Аккермана в 2032 году».
Грин задумчиво постучал колпачком «Паркера» по столешнице:
«Рассчитывать на наш отдел Международных операций бессмысленно, юридические атташе знают только, что слоняться по светским тусовкам. Тут нужны люди поосновательнее». – Грин нажал на кнопку селектора:
– Уильямс, свяжитесь с Крашевским, да, из отдела разведки, скажите, пусть отложит все дела и зайдет ко мне.
Специальный агент Станислав Крашевский не приковывал к себе восхищённых взглядов женщин: невыразительная внешность альбиноса не могла вызвать у представительниц прекрасного пола ничего кроме равнодушия. Мужчины, правда, с уважением посматривали на его мощный торс, пропуская в узком проходе или в створе открытой двери. В среде своих коллег Крашевский не снискал любви: в центральном аппарате разведывательного ведомства большинство считало, что звания специального агента этот выскочка получил благодаря умению во время оказываться в нужном месте и получать от руководства выигрышные дела, не требующие заметных усилий. Иных коллег раздражала его манера прикрываться завесой из туманных полунамёков и запутанных фраз, толкование которых требовало изрядных умственных усилий. Лишь немногие, в числе которых был Грин, по достоинству ценили незаурядные способности специального агента, понимая, что манера поведения Крашевского – защита, с помощью которой он отгораживается от назойливого внимания персон non grata.
Специальный агент появился на пороге кабинета заместителя директора ФБР.
– Проходите, – Грин жестом указал на кресло. – Итак: нас интересуют два фигуранта, они – крупнейшие специалисты в сфере информационных технологий. Большинство времени проводят в Швейцарии, у нас в штатах появляются от случая к случаю. На наш отдел международных операций полагаться бессмысленно. Что говорить: исполнение представительских функций выхолащивает людей. – Грин открыл ящик стола, достал объёмистую папку и протянул Крашевскому. – Мы подготовили достаточно материалов по персоне номер один, в нашей разработке он значится под ником Ромул. Тут сканы его телефонных разговоров, копии электронных писем. Персона номер два значится под ником Рем. О нём мы знаем гораздо меньше: опыт, приобретенный Ремом за десять лет работы в ЦРУ, сделал его крайне осторожным. Он практически не оставляет после себя следов. Наши специалисты до сих пор бьются, чтобы взломать его серверы. Пару десятков писем он отправил со служебных серверов из штаб-квартиры «XJ-Group», я их просмотрел, ничего интересного. Этот тип крайне редко выходит в эфир. Но и о содержании его разговоров мы ничего пока не знаем, они защищены сквозным шифрованием. Я разговаривал с Хиксом. Он утверждает, что фигурант, скорее всего, пользуется китайскими или индийскими сетевыми серверами, входя на них через чужие IP-адреса и тут помощи наши телекоммуникационные операторы оказать не могут. Придется попотеть, чтобы узнать о фигуранте что-то еще. – Грин на минуту задумался, помассировал ладонью затылок и продолжил. – Посмотрите все их контакты. Прощупайте лиц, ведущих с ними переписку, обратите внимание на тех, кто обращался к ним с какими-либо просьбами или предложениями. Выясните, связан ли кто из числа просителей с Китаем, Россией или Ираном. Разузнайте о планах этих двух персон на ближайшее время, установите карту их ежедневных передвижений. Разумеется, я не говорю о том, как важно знать об их пристрастиях, привязанностях или даже слабостях. Оцените их финансовые возможности. Послезавтра, в пятницу, в 12.00 жду подробный отчёт.
Крашевский замялся:
– Прошу прощения, сэр, к понедельнику я должен закончить подготовку материалов по делу о злоупотреблениях в министерстве энергетики. Постоянный комитет Палаты представителей…
– Крашевский, я неясно выражаюсь? Жду от вас отчет в пятницу в 12.00! И еще: готовьтесь в ближайшее время к осуществлению оперативных мероприятий в Швейцарии. Что вы на меня смотрите, будто я отправляю вас в Ботсвану к местным людоедам? Горный воздух Швейцарских Альп и здоровое питание еще никому не было противопоказано. Идите!
Провожая агента взглядом, Грин в который раз подумал, что затеянная им операция на территории нейтрального государства должна быть оформлена в соответствии с действующим протоколом. Должны быть продекларированы цели и задачи, краткий перечень мероприятий и список исполнителей, полагается издать секретную директиву о начале операции с подписью руководителя в ранге не ниже заместителя директора ФБР, то есть документ, на котором должна стоять подпись самого Грина. Хотя на его памяти случались коллизии, когда перечень обосновывающих документов был ничтожен, или их не было вообще, но в таких случаях инициатива исходила непосредственно от директора ФБР или офиса Директора Национальной разведки. Однако эти формальности не слишком беспокоили Грина, он понимал, успех задуманного состоится лишь в том случае, когда об истинных целях и задачах операции будет знать только один человек – Питер Джеймс Грин.
Грин с нетерпением ждал наступления подведения итогов выборов губернатора в штате Калифорния. Мнение аналитиков разделилось практически поровну: кто-то прочил место губернатора действующему главе администрации республиканцу Эдварду Хейли, кто-то его противнику, независимому кандидату Лукасу Родригесу. Однако за неделю до голосования Хейли вырвался вперед, его популярность превысила показатели Родригеса почти на шесть процентов. Казалось, итоги выборов предрешены. Желая испытать искусственный интеллект, Грин задал вопрос: кто одержит победу в губернаторской гонке? Ответ озадачил контрразведчика: суперкомпьютер, вопреки господствующим прогнозам, отдал предпочтение Родригесу. Подведя итоги, избирательная комиссия констатировала – независимый кандидат с минимальным преимуществом обошел республиканца.
«Не думал, не гадал, что на шестом десятке лет фортуна преподнесёт мне такой подарок. – Грин обдумывал детали плана, с помощью которого он станет безраздельным хозяином искусственного интеллекта. – Только не надо бежать сломя голову: торопиться надо постепенно».
Роман Александра ПОЛЯНСКОГО «ПРОЕКТ «А»
будет опубликован в журнале "ПОДВИГ" №10-25 (ОКТЯБРЬ)
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ на ж-л «ПОДВИГ» можно
НА САЙТЕ (АКТИВНАЯ ССЫЛКА) или в отделении связи «ПОЧТЫ РОССИИ»
Сейчас на сайте 453 гостя и нет пользователей