ДЕТЕКТИВЫ СМ

ПОДВИГ

КЕНТАВР

ИДУЩИЕ С ВОЙСКАМИ

Послесловие к запискам Николая ИВАНОВА «КОМБАТАНТЫ»

 

 

 


О недавних боевых столкновениях на Кавказе написано много. «Комбатанты» –  уникальный комплекс рассказов, объединенный в одно целое многоликим, но единым героем. Глава «Комбатанты», давшая название всему произведению Николая Иванова, завершает корпус этих записок, придавая им единство и цельность. Заключительная глава большого текста построена с особой изобретательностью, с провокационным, в хорошем смысле слова, сюжетным поворотом. Рассказ ведется от лица как-бы отрицательного персонажа, и, описывая всю глубину падения этого негодяя, автор не жалеет эмоциональных средств. Разглядев среди взятых в заложники студентов-волонтеров влюбленную парочку, бандит приказывает парню бежать через поле, а девушке дает в руки автомат: «Попадешь – останешься жить… Если он уйдет, придется расстрелять тебя». И пояснение для читателя в скобках: «Я ведь не говорю, что поле заминировано, а в автомате холостые патроны». Его низость по-настоящему шокирует. Такого эффекта и добивается автор. К финалу рассказа мы узнаем, что все это – жесткая, но необходимая тренировка, а тот, кого мы уже записали в отпетые негодяи, – офицер спецназа, и он учит  волонтеров выживать на войне.  Перевернув последнюю страницу, еще долго остаешься под впечатлением - таково воздействие настоящей литературы.
Нет точного определения слова «комбатант». Гораздо проще определить «нонкомбатантов» – это мирные жители, гражданские врачи; применять к ним  насилие – военное преступление. Автор называет комбатантов «идущие с войсками»;  военный священник, имея пистолет для самозащиты, уже комбатант. И во время Первой мировой войны русские военные священники сидели в лагерях военнопленных вместе с офицерами.  Кто будет разбираться в значении слов  во-время войны? Мы понимаем это, словно побывав на месте захваченных студентов. Николай Иванов имеет моральное право говорить о таких вещах. Он офицер, он воевал, побывал в плену у боевиков, был освобожден... Поэтому его строки столь достоверны. Николай Иванов  делает  очень многое для  профессиональной и психологической подготовки молодых защитников Отечества.
Характер героя Николая Иванова – как сказали бы в XIX веке, «офицера-кавказца»,  – отражен в сюжете «Тот, кто стреляет первым». Командир миротворческого батальона во время нападения грузинских спецназовцев пытается вытащить с линии огня раненную грузинскую девушку. Майор проклинает себя и ее. И чего ей не сиделось дома? Как должны измениться патриархальные кавказские нравы, чтобы девица, которая даже за столом с мужчинами сидеть не смеет, может только кушанья подносить, вооружилась и пошла на российских десантников? Её стерегут от плена грузинские снайперы, а майор не имеет права подвергать себя опасности, ведь он командир батальона ... Но перебороть себя майор не в силах, ну не может он оставит истекающую кровью женщину! Сильный, трагический сюжет. Характер русского офицера тут показан с полной очевидностью.
В эпизоде с лихим, на грани уголовной романтики названием «Тузы бубновые», пограничников-отпускников, «КамАЗы» которых едва не упали в пропасть на  горной дороге, появившиеся боевики почему-то не уничтожают. Бойцы уже выдергивают чеки из гранат – лишь бы не плен, но черные фигуры молча растворяются в горах. Почему? Выходит, не зря командир жестоко и «беспричинно» наказывал за лихаческую езду по улицам поселка, за задавленную курицу, за сорванную айву. Отучил. И старейшины сказали боевикам – этих, без крайней нужды, не трогать. Так кавказский офицер спасает жизни подчиненных, и не только оружием.
Более всего герой походит на автора в рассказе «У синей реченьки». Штабной офицер-разведчик,  анализируя расшифровки перехватов и разрабатывая ловушку для противника, сам лезет в горы, чтобы ловушку захлопнуть. Сюжет «Реченьки…» драматичен, пересказывать его не будем, чтобы не лишать читателя удовольствия самому раскрыть замысел автора.
Прием собирательного героя в литературе встречается не часто. Если большинство военных произведений описывают несколько личностей: положительного героя, отрицательного персонажа – предателя и труса,  и человека, становящегося из труса героем, то в «Комбатантах» Николая Иванова положительный образ  сливается воедино из подробно выписанных черт характера каждого из «частных» героев. И этот  обобщенный  характер – вовсе не абстрактный идеал.
Войны становятся другими, создаются криминальные государства, их вооруженные силы разбавлены бандами. В освещении военных событий преобладают новые законы. Появилась теория предвзятого плюрализма – господствующие СМИ, объявляя себя независимыми, якобы освещают конфликт со всех точек зрения, но в реальности работают на одну из сторон. В противовес возникает «народная» журналистика, ею занимаются «стримеры» - обычные люди, живущие в районах боев. Английское слово «стрим» в данном случае означает картинки или сюжеты, снятые с помощью мобильных телефонов и планшетов. Первая,  «народная» волна литературы о войне неизменно оказывается наиболее напряженной и правдивой. Этой правдой в дальнейшем и пользуются писатели, создавая свои масштабные произведения.

Сергей Шулаков

Статьи

Обратная связь

Ваш Email:
Тема:
Текст:
Как называется наше издательство ?

Посетители

Сейчас на сайте 308 гостей и нет пользователей

Реклама

Патриот Баннер 270

Библиотека

Библиотека Патриот - партнер Издательства ПОДВИГ