ПЕСНЯ РЫБАКА
Послесловие к роману Наталии СОЛДАТОВОЙ «ХИМЕРА»
Наталия Солдатова разрабатывает своё направление остросюжетного жанра – романтический детектив. «Романтический» не в смысле, противоположном «реалистическому», скорее как его грань. В романе «Химера» отображена современная жизнь старинного города на Волге, интересы его жителей, властей, криминальных группировок и служителей Закона. И если бы в романе было только это, он уже считался бы добротным образцом стандартного детектива. Но под пером Наталии Солдатовой в число героев повествования, становясь существом одушевленным, встаёт старинный дом. Он помнит своих жильцов, недоволен варварской перестройкой и угрожающе скрипит перекрытиями. Одна из стен купеческого особняка была украшена фреской, живописью – картина изображала загородную прогулку верхом, нарядных кавалеров и дам, одинокого мальчика на траве с открытой шкатулкой... Читая это, поневоле вспоминаешь художника-символиста Константина Сомова, его кадетов, вельмож и дам времен Екатерины и Павла. Лепной растительный орнамент, украшающий фасад, таит цифровой шифр…. Свои тайны дом приоткрывает когда-то жившей в нём героине романа, писательнице, в которой угадывается набросок автопортрета. Картину давно замазали, лепнину повредили торопливые строители при ремонте, но мальчик все сидит на изумрудном лугу и ждет, когда кто-то бережно снимет вульгарную масляную краску и солнечные блики снова отразятся на роскошной упряжи лошадей, цветах и листве. Героиня осязает его незримое присутствие, проводя ладонью по слоям дешевой отделки… В одной из комнат старого дома писательница находит сундук, где, словно Кощеева смерть в яйце, в нескольких обертках скрыта шкатулка, похожая на ту, что в руках мальчика ...
Повествование раздваивается, появляется вторая героиня – девушка, волею судьбы ставшая преступницей. Её называют Химерой. Она бежит из тюрьмы, когда заключенных женщин отпускают на купание, река заботливо скрывает ее, а всплыв на поверхность, Химера слышит пение молодого рыбака, и эта песня словно указывает ей путь к спасению и к опорам дальнейшей жизни. Умирая в тюремном лазарете, цыганка-колдунья передала Химере свой дар и рисунок, похожий на схему – так возникает еще одна нить, ведущая к тайнику. Романтическая повесть тянется неторопливо, но Наталия Солдатова не дает забыть, что перед нами - детектив.
Поиск отгадок приводит героев в невероятно опасные и романтические обстоятельства, однако писательница умеет представить самые острые сцены завораживающие человечными. В романе нет однозначных злодеев. Без спешки, со вниманием вглядывается автор в своих героев, и читатель видит, что даже в самом жестокой, и, кажется, невозвратно погибшей душе, тлеет почти угасший огонёк. И этот ничтожный огонёк способен в один миг перевернуть всю жизнь злодея, вызвать раскаяние, заставить отказаться от очередного предательства и совершить поступок, ведущий к спасению других. Детективный сюжет снова переходит в романтический. Читатель встречается со стариком, всерьез задумавшим воплотить в жизнь сказку – и у него это получается! Нарисованный мальчик отдаёт свои сокровища, а сцена обретения пропащего отца в обществе закоренелых преступников напоминает «Отверженных» великого романтика Виктора Гюго. Блещут драгоценные камни в оправах тончайшей старинной работы, тускло мерцают жемчуга... В примитивной карусели из детства героини скрыта дивная золотая чаша - весьма многозначный символ. Все обретённые богатства будут направлены на новую жизнь старого дома, на восстановление уникального ботанического сада, на настоящие добрые дела – в помощь старинному русскому городу на Волге и его обитателям.
Проза Наталии Солдатовой сверкает и переливается яркими гранями, словно гарнитур, украшенный драгоценными камнями. Вымысел здесь органично связан с реальностью, повседневность раскрашена волшебством, и это - признак романтического письма высокой пробы.
Сергей ШУЛАКОВ
Сейчас на сайте 435 гостей и нет пользователей