СОКРОВЕННЫЙ ГОРОД
Авторское послесловие к роману Олега МАЗУРИНА «БОГУСЛАВ из КИТЕЖА»
Легенда о Китеже восходит к устным преданиям эпохи ордынского ига. Позже она стала популярна у старообрядцев, причем Китежу придавался характер убежища последователей старой веры. Именно старообрядцы впервые облекли красивую легенду в литературную форму. Самой ранней ее обработкой стала «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 (1237) сентября в 5 день», которая часто именуется «Китежским летописцем». Она была создана во второй половине XVIII века в среде «бегунов», или «странников» – одного из наиболее радикальных старообрядческих толков, идеологически связанного с поиском благословенных мест на земле. В основу ее текста легли предания, относящиеся к XIII веку. Второй книжный источник легенды – старообрядческая рукопись «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». В отличие от «Китежского летописца», эта работа лишена исторического фона и принадлежит к типу апокрифических сказаний о земном рае.
Китеж — город, по легенде, находившийся в северной части современной Нижегородской области, близ села Владимирского, на берегах озера Светлояр. Согласно некоторым версиям исследователей, в 1164 году князь Георгий Всеволодович основал Малый Китеж, предположительно – современный Городец. Продолжив свой путь, он остановился на отдых возле озера Светлояр и был так очарован красотой этого места, что повелел заложить на берегу озера Большой Китеж. В городе быстро воздвигли несколько церквей, стали называть его святым, и народ потянулся к озерному Китежу. Строительство, предположительно, было закончено в 1167 году, и город простоял 75 лет, до Батыева нашествия.
Хан узнал о богатствах Китежа и послал часть войска на святой город. Дорогу орде Бату-хана показывал Гришка Кутерьма, житель малого Китежа, не выдержавший пыток и согласившийся помочь монголам. У границ городских земель несли дозор три китежских богатыря. Увидев врагов, один из воинов отправил сына предупредить горожан. Мальчик успел добежать до ворот и крикнуть: «Враги!», после чего упал замертво, пронзенный вражеской стрелой. Богатыри тем временем пытались сдержать войско кочевников, но силы были неравны – никто из них не выжил. По преданию, на месте гибели героев появился святой ключ Кибелек, который бьет до сих пор.
Когда началась осада города, его защитники понимали, что шансов сдержать врага у них нет, но сдаваться без боя не собирались. Они совершали вылазки с оружием, а также с иконами и крестами в руках. Однажды, когда захватчики ожидали утра, чтобы начать решительный штурм, благодаря молитвам и вере жителей Китежа, свершилось чудо: разом зазвонили церковные колокола, затряслась земля, и на глазах воинов Батыя Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. Последнее, что видели нападавшие, был крест на куполе собора. Через мгновение на месте города остались только волны.
Пораженные чудом, ордынцы обратились в бегство, но не спаслись: многих из них подстерегли и разорвали лесные звери, другие заблудились в чащобах и погибли в болотах. Некоторые предания передают, что Китеж ушел под воду, другие – что город погрузился в землю, третьи предполагают, что он поднялся в небо, а одно предание гласит, что Китеж попросту стал невидимым. По легенде, он должен явиться в день Страшного Суда – когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж.
Но увидеть его можно уже сейчас. Чистый душой человек различит отражение куполов и белокаменных стен в водах озера Светлояр. В преданиях говорится также, что в тихую погоду можно расслышать колокольный звон и церковное пение, исходящие из-под вод озера Светлояр.
В контексте мифа Китеж – символ рая на земле, место, где верующий человек может спастись от жестокости и несправедливости мира, образ недоступного, но, тем не менее, желанного идеального, «небесного» града, совершенного и по своему строению, и по нравам, управляемого по чести и вере. Китежские богатыри – символ вечной зашиты традиций и веры, а озеро Светлояр – водная преграда, отделяющая людей нечестивых и грешных от праведников.
В XX веке на озере Светлояр работали научные экспедиции, но археологические поиски у берегов и на дне водоема результатов не дали. Сегодня озеро и окрестности входят в состав Керженского заповедника, в 2002 году, под названием «Нижегородское Заволжье», включенного в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Хождение к Китежу на берега озера Светлояр стало традиционной формой паломничества еще с XIX века.
Хронологические рамки реальных исторических событий, описанных в романе «Богуслав из Китежа», относятся к 1237-1240 годам – первому нашествию Орды на Древнюю Русь. То была эпоха героического и беспримерного сопротивления русского народа чужеземным захватчикам. Один из эпизодов этой борьбы – легенда о Китеж-граде. Борьба с ордынскими захватчиками потребовала использования всех национальных резервов русского народа. Некоторые люди черпали духовную силу и в дохристианских представлениях – и это еще один пласт романа «Богуслав из Китежа». Перед лицом огромной опасности объединялись и христиане, и те немногие, кто еще сохранил верность языческим верованиям.
Несмотря на то что славянское язычество уступало место христианству не без конфликтов, они все же были не столь ожесточенными, как в других странах. В исторической динамике культуры многих народов, в том числе и славянских, именно мифологическая, а не познавательная информация на ранних этапах, в том числе и в Средневековье, играла важнейшую роль. Считать язычника «диким человеком» неверно, ибо он обладал всей полнотой знаний о природе и окружающем мире, только на свой лад. Сознание человека Средневековья, как христианина, так и язычника, было во многом мифопоэтическим. «Человек мифа» находится внутри природы, потому не может нанести ей хотя бы малейший вред. Этот принцип переносится и на отношение к родине, родной земле. Единство рода и природы как образа жизни, целостность родов во времени, связь поколений через почитание предков – те признаки, которые, видоизменившись, органично существуют и в христианском сознании. Они – то общее, что позволяло нашим предкам противостоять врагу, силы которого, казалось, были беспредельны.
Автор верит в существование Китеж-града. Для того чтобы описать свое видение роли сокрытого града в сознании и делах далеких предков, в романе «Богуслав из Китежа» применен как реалистический метод, в рамках которого даются описания реальных событий, конструируются боевые сцены, так и романтический ключ, средствами которого раскрывается связь легенды и реальности в сознании героев.
Олег МАЗУРИН
Сейчас на сайте 349 гостей и нет пользователей